Pull to refresh
11
0.1
Виталий Шумаков @starfair

Программист широкого профиля

Send message

Как собрать LTE-модем на базе SDR

Level of difficultyHard
Reading time17 min
Views13K
Приветствую всех!
Пожалуй, самой закрытой технологией в пользовательском сегменте является сотовая связь. Очень немногие знают о том, как на самом деле работают телефоны и модемы, отчего им часто приписывают всякие мифические свойства. Как насчёт попробовать запустить полностью открытую реализацию модема стандарта 4G? Именно этим я и предлагаю заняться.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о том, как взаимодействовать с мобильной сетью при помощи SDR. Попутно узнаем, какой софт для этого существует, и соберём самый дорогой 4G-модем в истории.

Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑77 and ↓-10+87
Comments20

Flipper на минималках. Как мы делаем устройство для чтения и эмуляции ключей от домофонов…

Level of difficultyMedium
Reading time6 min
Views25K

Мне понравилась идея Flipper Zero в хранении и эмуляции электронных ключей. Это довольно удобно, можно избавится от половины моей связки со всеми ключами, плюс те ключи, которые я обычно даже не ношу, будут под рукой, в том числе универсальные. Но не понравились его габариты. К тому же, весь остальной функционал хоть мне и интересен, для этой задачи излишен, а за него тоже надо платить. В этот момент появилась идея и, что самое главное, желание самостоятельно реализовать такую штуку.

Конечная идея была в эмуляции ключей стандартов TouchMemory, Em-Marine и Mifare classic в одном устройстве. Хочется, чтобы это устройство было максимально компактным, в идеале вообще помещалось на связку ключей.

Читать далее
Total votes 55: ↑57.5 and ↓-2.5+60
Comments53

Самые полезные библиотеки JS для красивых анимаций

Reading time5 min
Views12K

Интересное в исполнении приложение всегда сможет привлечь внимание, поскольку мы любим, когда красиво. Но что стоит за этим "красиво"? И начинка, и внешний вид. Сегодня я бы хотела поговорить о внешнем виде, ведь встречают по одежке. А конкретно - про анимации.

Анимации добавляют жизни приложениям и сайтам и делают их простыми в использовании. Мы можем добавлять изменение кнопок при нажатии, всплывающие объекты, эффекты перехода и многое другое, что позволяет пользователю не просто ознакомиться с содержимым, а еще и интересно провести время.

Мы поговорим о библиотеках JavaScript упрощающих добавление этих анимаций для разработчиков, делая приложения более приятными.

Приятного прочтения :-)

Читать далее
Total votes 29: ↑29.5 and ↓-0.5+30
Comments6

LibreOffice под микроскопом: создаём одноклеточное расширение

Level of difficultyEasy
Reading time4 min
Views3.4K

В своё время для создания расширения к LibreOffice (LO) мне пришлось перелопатить кучу форумов и документации. Информации много, но она разбросана про крупицам. А когда если не знаешь, с какой стороны подступиться, на завершение проекта может уйти много времени.

В этой статье мы соберём и запустим минимально возможное расширение с условно полезной нагрузкой. Всё, что оно будет делать — выделять весь текст в окне редактора при нажатии на единственный пункт созданного нами меню.

Надеюсь, cозданный в статье шаблон поможет снизить порог входа и сэкономить время тем, кто захочет добавить свой функционал в бесплатный офисный пакет. Я сосредоточусь на практике, объясняя технические детали лишь там, где это необходимо.

Давайте разберёмся, что к чему
Total votes 23: ↑23 and ↓0+23
Comments6

Как работает физика в играх

Level of difficultyMedium
Reading time17 min
Views17K

В мире видеоигр игровая физика играет важную роль, определяя реалистичность и взаимодействие игрового мира с игроком. Что же происходит под капотом? Какие алгоритмы и подходы используются в современных движках? И что же значит «застрять в текстурах»? (спойлер: чушь полнейшая)

В этой статье мы рассмотрим основные принципы и технологии, лежащие в основе работы физических движков, а также предоставим советы по ее оптимизации для улучшения производительности игрового движка.

Читать далее
Total votes 74: ↑74 and ↓0+74
Comments36

Мобильные экранчики в ваших проектах: большой и понятный о гайд о различных дисплеях

Level of difficultyMedium
Reading time18 min
Views22K
image


Пожалуй, немалая часть моих читателей так или иначе интересуется DIY-тематикой. И в различных самодельных девайсах порой есть необходимость вывести какую-либо информацию на дисплей, будь это текст, графики или даже какая-то анимация! Для разных задач существуют самые разные дисплеи и в сегодняшнем материале я хотел бы систематизировать и собрать подробнейший гайд об использовании дисплеев с нерабочих мобильных телефонов: какие бывают протоколы и шины данных, как читать схемы устройств и определять контроллеры дисплеев, какие дисплеи стандартизированы, а какие придётся реверсить самому и как быть с подсветкой. В практической части статьи мы подключим дисплей по протоколу MIPI DBI к RP2040 с использованием DMA. Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Total votes 110: ↑108 and ↓2+106
Comments116

Вороной, Манхэттен, рандом

Level of difficultyEasy
Reading time34 min
Views16K

Это история про то, как не довести дело до конца, но получить уйму опыта, и вообще ни разу не обломаться.

Итак, у нас был один программист, один художник, абсолютное непонимание рабочего процесса, незнакомый нам игровой движок и желание что-то намутить. Если вам интересно, как в одном месте сошлись карта Вороного, частный случай расстояния Минковского, преобразования над полигонами, процедурная генерация и шумы — и все это в красивой стилизованной обертке, то вам под кат.

Осторожно, очень много картинок!

Читать далее
Total votes 160: ↑160 and ↓0+160
Comments53

Моя большая практическая шпаргалка SQL (SQLite) с готовыми запросами

Level of difficultyMedium
Reading time54 min
Views77K

Привет, Хабр)

Публикую шпаргалку по SQL, которая долгое время помогала мне, да и сейчас я периодически в неё заглядываю.

Все примеры изначально писались для СУБД SQLite, но почти всё из этого применимо также и к другим СУБД.

Здесь есть и примеры довольно сложных запросов с агрегирующими функциями, триггерами, длинными подзапросами, с оконными функциями. Помимо этого, часть примеров посвящена работе с SQL в Python, используя sqlite3, pandas, polars. Этот список запросов с комментариями можно использовать как наглядное пособие для изучения SQL.

Читать далее
Total votes 125: ↑122 and ↓3+119
Comments7

Об отображении 10-бит цвета с использованием OpenGL (GLFW)

Level of difficultyEasy
Reading time13 min
Views3.7K

Вашему внимания предлагается небольшой этюд, посвящённый отображению 10-битного цвета (1024 градаций по каждому каналу) на мониторе через OpenGL при помощи библиотеки GLFW. Под катом мы напишем пару небольших приложений, открывающих два окна, где рассмотрим тестовые изображения в восьмибитном и десятибитном режимах на оборудовании, поддерживающем такую опцию. Включение 10 бит в основном позволяет избавиться от эффектов «полосатости» (также используются термины «бандинг» или «постеризация»), возникающих на протяжённых градиентах со слабо меняющейся интенсивностью, когда вы начинаете видеть границы между отдельными градациями, но по какой-либо причине не хотите пользоваться дизерингом, подмешивая в изображение шум.

Читать далее про тысячу оттенков серого
Total votes 25: ↑25 and ↓0+25
Comments85

Затыкаем рот Windows 10

Level of difficultyHard
Reading time33 min
Views97K


Windows 10 очень любит Интернет. Обновления, синхронизации, телеметрия и ещё куча разной другой очень нужной ЕЙ информации постоянно гуляет через наши сетевые соединения. В «стандартном» сценарии использования, когда Windows 10 управляет домашним или рабочим компьютером, это, в общем-то, терпимо, хотя и не очень приятно.

Однако жизнь сложная штука и не ограничивается только стандартными вариантами. Существуют ситуации, когда подобная сетевая активность операционной системы (ОС) нежелательна и даже вредна. За примерами далеко ходить не надо. Попробуйте подключить к Интернету давно не используемый резервный компьютер, собранный на старом железе. Пока софт на нём не обновится, использовать его будет практически невозможно, всё будет дико тормозить и еле шевелиться. А если вам в этот момент нужно срочно что-то сделать?

Для того чтобы подобного не происходило, необходимо «заткнуть рот Windows», то есть сделать так, чтобы она самостоятельно перестала «стучаться» в Интернет, устанавливать обновления и заниматься прочими непотребствами. Вот именно этим мы с вами и займёмся.
Читать дальше →
Total votes 217: ↑207 and ↓10+197
Comments308

Эльфы и пингвины: что такое ELF и как он работает в Linux?

Level of difficultyEasy
Reading time37 min
Views21K

image


Всем привет! С вами как всегда я, Аргентум. Сегодня я расскажу и поведаю вам древние тайны, которые хранят горные старцы-сисадмины — тайны об эльфах, и как они взаимодействуют с древним народцем пингвинов. Дамы и господа, встречайте — статья о работе ELF и двоичных файлов в Linux!


Что такое ELF? Чем он отличается от PE в Windows? И многие другие ответы на ваши вопросы.


Перед тем как погрузиться в технические детали, будет нелишним объяснить, почему понимание формата ELF полезно. Это позволяет изучить внутреннюю работу операционной системы. Когда что-то пошло не так, эти знания помогут лучше понять, что именно случилось, и по какой причине. Также возможность изучения ELF-файлов может быть ценна для поиска дыр в безопасности и обнаружения подозрительных файлов. И наконец, для лучшего понимания процесса разработки. Даже если вы программируете на высокоуровневом языке типа Go или Rust, вы всё равно будет лучше знать, что происходит за сценой.


Итак, зачем изучать ELF?


  • Для общего понимания работы операционной системы
  • Для разработки ПО
  • Цифровая криминалистика и реагирование на инциденты (DFIR)
  • Исследование вредоносных программ (анализ бинарных файлов)
Читать дальше →
Total votes 58: ↑52 and ↓6+46
Comments22

Как работает протокол X11 на самом нижнем уровне

Level of difficultyMedium
Reading time13 min
Views36K

X11 это тот механизм на чем работает весь графический интерфейс Unix подобных ОС.


Но мало кто знает как он работает на самом деле. Потому что с годами он оброс слоями и слоями библиотек, которые стремятся скрыть саму сущность протокола.


А протокол в своей сути прекрасен. Он лаконичен и почти совершенен.


В Интернете есть полная документация по протоколу. Но дело в том, что эта документация большая, написана не совсем ясным языком и, по сути, является просто спецификацией. Важные моменты никак не обозначены, а как использовать – тоже оставлено на фантазию читателя.


А все книги и статьи по использованию X11 описывают это через библиотеки прокладки типа XLib и XCB, и даже, что хуже, GTK или Qt.


Так что документацию приходится читать всю и самому выделять что важно, а что не очень. Придумывать сценарии использования и писать хотя бы короткие программы чтобы испробовать как все работает на самом деле.


Как бы то ни было, если кому-то интересно как все работает на самом деле, пожалуйста под кат.

Читать дальше →
Total votes 201: ↑199 and ↓2+197
Comments182

Отслеживание изменений в директории с помощью Inotify

Reading time4 min
Views4.2K
Столкнулся с задачей, где необходимо было отслеживать в ОС Linux изменение файла в директории на чистом С++. Так как чистый С++, Qt с его QFileSystemWatcher сразу отпадал, из-за того что необходимо было подключать QObject. В итоге решил пользоваться линуксовой функцией Inotify.
Читать дальше →
Total votes 4: ↑4 and ↓0+4
Comments5

Автоматизированное формирование меню надстройки для nanoCAD

Reading time12 min
Views670

Разработчики программных решений для nanoCAD, имея потребность создать для своего плагина меню (здесь и далее под словом «меню» будем понимать вкладки и кнопки в ленточном и/или классическом интерфейсе программы), сталкиваются со следующими проблемами:

Читать далее
Total votes 4: ↑4 and ↓0+4
Comments0

Пишем свой QTableView с нуля

Level of difficultyHard
Reading time6 min
Views11K

Итак жил был фреймворк Qt и последние 10 лет ничего в нем не менялось. И захотел один чел написать свой QTableView с нужным ему функционалом, а именно захотелось ему выводить ячейки в несколько рядов (по горизонтали) в одной строке. Ещё ему хотелось растягивать одну из ячеек по ширине двух других.

Искал, искал чел готовый пример в интернете и не находил. И вот однажды подумал он посмотреть как сделан внутри сам QTableView и стало плохо ему от количества строк кода, не одна тысяча там.

Читать далее
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments55

Искусство ETL. Пишем собственный движок SQL на Spark [часть 1 из 5]

Level of difficultyHard
Reading time18 min
Views6K

image


В данной серии статей я подробно расскажу о том, как написать на Java собственный интерпретатор объектно-ориентированного диалекта SQL с использованием Spark RDD API, заточенный на задачи подготовки и трансформации наборов данных.

— Евдокимов, ты что, совсем уже там кукухой поехал?! При живом-то Spark SQL! Опять ты ненормальным программированием маешься, нет бы что-то полезное делал…
— Ну-ну-ну, спокойно, спокойно. Я ещё настолько не уехал, чтобы потратить целый год на страдание полной ерундой. Речь на сей раз пойдёт не о развлекухе, а о диалекте языка, специализированном для решения целого класса задач, для которых любой существующий SQL был бы, в теории, хорошим решением, если бы не несколько серьёзных «но».


Короче, у нас будет немного не такой SQL, который вы все так хорошо знаете, но и этот вариант вы полюбите, я обещаю. Тут лучше другой вопрос задать:
— Разве кому-то нужен голый SQL-ный движок?


Нет, голый — не нужен. Так рассказывать я буду о разработке настоящего production ready инструмента, с интерактивным шеллом с подсветкой синтаксиса и автодополнением, который сможет работать в клиент-серверном режиме, и не только на кластере, но и локально. Да не монолитный, а расширяемый при помощи подключаемых функций. И с автогенератором документации впридачу. Короче, всё будет совсем по-взрослому, с рейтингом M for Mature.


В каком смысле «M for Mature»?

Уровень сложности данной серии статей — высокий. Базовые понятия по ходу текста вообще не объясняются, да и продвинутые далеко не все. Поэтому, если вы не разработчик, уже знакомый с терминологией из области бигдаты и жаргоном из дата инжиниринга, данные статьи будут сложно читаться, и ещё хуже пониматься. Я предупредил.

Читать дальше →
Total votes 20: ↑20 and ↓0+20
Comments10

Сам написал, сам поиграл: как я написал 2D-игру для Android полностью с нуля, весом менее 1мб?

Level of difficultyMedium
Reading time20 min
Views17K
image

Многие программисты так или иначе имеют тягу и интерес к разработке игр. Немалое количество спецов было замечено за написанием маленьких и миленьких игрушек, которые были разработаны за короткое время «just for fun». Большинству разработчиков за счастье взять готовый игровой движок по типу Unity/UE и попытаться создать что-то своё с их помощью, особенно упорные изучают и пытаются что-то сделать в экзотических движках типа Godot/Urho, а совсем прожжённые ребята любят писать игрушки… с нуля. Таковым любителем писать все сам оказался и я. И в один день мне просто захотелось написать что-нибудь прикольное, мобильное и обязательно — двадэшное! В этой статье вы узнаете про: написание производительного 2D-рендерера с нуля на базе OpenGL ES, обработку «сырого» ввода в мобильных играх, организацию архитектуры и игровой логики и адаптация игры под любые устройства. Интересно? Тогда жду вас в статье!
Читать дальше →
Total votes 73: ↑72 and ↓1+71
Comments54

Принцип работы async/await в JavaScript

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views26K


Если вам доводилось работать с JavaScript, то вы наверняка встречались с синтаксисом async/await. Эта функциональность позволяет прописывать асинхронную логику синхронным образом, упрощая тем самым её понимание. Некоторым ветеранам JS известно, что async/await – это просто синтаксический сахар для существующего Promises API. Это означает, что в JS должен быть способ реализации функциональности async/await без использования ключевых слов async и await, хоть и более громоздкий. Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.

Видео от автора на ту же тему.
Читать дальше →
Total votes 56: ↑55 and ↓1+54
Comments19

Как работает компьютер: глубокое погружение (на примере Linux)

Level of difficultyHard
Reading time48 min
Views133K



Введение


Я делала много вещей с компьютерами, но в моих знаниях всегда был пробел: что конкретно происходит при запуске программы на компьютере? Я думала об этом пробеле — у меня было много низкоуровневых знаний, но не было цельной картины. Программы действительно выполняются прямо в центральном процессоре (central processing unit, CPU)? Я использовала системные вызовы (syscalls), но как они работают? Чем они являются на самом деле? Как несколько программ выполняются одновременно?


Наконец, я сломалась и начала это выяснять. Мне пришлось перелопатить тонны ресурсов разного качества и иногда противоречащих друг другу. Несколько недель исследований и почти 40 страниц заметок спустя я решила, что гораздо лучше понимаю, как работают компьютеры от запуска до выполнения программы. Я бы убила за статью, в которой объясняется все, что я узнала, поэтому я решила написать эту статью.


И, как говорится, ты по-настоящему знаешь что-то, только если можешь объяснить это другому.


Более удобный формат статьи.

Читать дальше →
Total votes 152: ↑152 and ↓0+152
Comments36
1
23 ...

Information

Rating
2,398-th
Location
Краснодар, Краснодарский край, Россия
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Software Developer, Application Developer
Middle
From 120,000 ₽
C++
Visual Studio
OOP