Pull to refresh
790
1.7
Сергей @dlinyj

Автор-фрилансер

Send message

iOmega JAZ. Жёсткие диски со сменными блинами

Level of difficulty Medium
Reading time 7 min
Views 4.7K
Приветствую всех!
Думаю, даже для далёких от темы компьютеров хорошо известно, что вскрытие обычного жёсткого диска приведёт к стопроцентной его порче. Но, как оказалось, для некоторых носителей есть исключения. Более того, существовали не просто «разборные» HDD, а такие, для которых извлечение блинов и повторная их установка были штатной операцией. Как же такое было возможно? Давайте разбираться.



Итак, в сегодняшней статье поговорим про iOmega JAZ, поистине интересный накопитель, совмещающий в себе свойства сразу нескольких компьютерных носителей. Узнаем, как устроены и как работают такие девайсы. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Total votes 38: ↑38 and ↓0 +38
Comments 32

Уходящий в историю стандарт. Запускаем базовую станцию 3G (UMTS)

Level of difficulty Hard
Reading time 11 min
Views 7.2K
Приветствую всех!

2023 год стал началом массового отключения ныне уже устаревших сетей третьего поколения. Многие операторы по всему миру уже вывели из эксплуатации эти сети или запланировали это на ближайшие годы. Самое время для того, чтобы поднять такую базовую станцию у себя. И, как выяснилось в процессе, это не так просто, как может показаться.



Итак, в сегодняшней статье разберёмся с тем, как собрать и заставить работать софт для поднятия сотовой сети типа UMTS. Узнаем, как устроены и работают такие сети. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Total votes 58: ↑58 and ↓0 +58
Comments 46

Мобильные экранчики в ваших проектах: большой и понятный о гайд о различных дисплеях

Level of difficulty Medium
Reading time 18 min
Views 20K
image


Пожалуй, немалая часть моих читателей так или иначе интересуется DIY-тематикой. И в различных самодельных девайсах порой есть необходимость вывести какую-либо информацию на дисплей, будь это текст, графики или даже какая-то анимация! Для разных задач существуют самые разные дисплеи и в сегодняшнем материале я хотел бы систематизировать и собрать подробнейший гайд об использовании дисплеев с нерабочих мобильных телефонов: какие бывают протоколы и шины данных, как читать схемы устройств и определять контроллеры дисплеев, какие дисплеи стандартизированы, а какие придётся реверсить самому и как быть с подсветкой. В практической части статьи мы подключим дисплей по протоколу MIPI DBI к RP2040 с использованием DMA. Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Total votes 108: ↑106 and ↓2 +104
Comments 116

Как SpaceX захватывает космос

Reading time 12 min
Views 5.6K

Прошедший 2023 год стал успешным для компании SpaceX, которую более 20 лет назад основал Илон Маск. Под его руководством сотрудники фирмы смогли запустить на орбиту рекордное количество ракет с полезной нагрузкой. Но почему именно SpaceX смогли вырваться вперед и как обстоят дела у их конкурентов? Попробуем найти ответы на эти вопросы в статье.

Читать далее
Total votes 26: ↑18 and ↓8 +10
Comments 19

ПИУ-2. Оживляем плазменный текстовый индикатор из СССР

Level of difficulty Medium
Reading time 17 min
Views 8K
Приветствую всех!
Месяц с небольшим назад я рассказывал о таком девайсе как МС6205. Тема подобных экранов меня заинтересовала, и вот ко мне в руки попал другой экземпляр, однострочный и с более простым управлением. Тем не менее, несмотря на схожий вид, внутри он устроен совершенно иначе — если в МС6205 был матричный индикатор, то тут используется панель с самосканированием. Как же оно работает и как это запустить? Давайте разбираться.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о семействе советских текстовых индикаторов ПИУ. Узнаем, как они устроены и как работают. Попутно поговорим о текстовых газоразрядных дисплеях с самосканированием. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Total votes 89: ↑89 and ↓0 +89
Comments 32

KC868-A16S: тоже железный, но в два раза дешевле

Level of difficulty Easy
Reading time 5 min
Views 8.3K


Продолжаем обзоры новой «железной» серии контроллеров Kincony и на этот раз разберём очередного её представителя — KC868-A16S. В прошлом обзоре комментаторы справедливо заметили, что сколько бы ни был хорош контроллер, но цена в 50 тыс. рублей не очень гуманна — в этом смысле KC868-A16S выглядит гораздо привлекательнее: внешне он почти неотличим от AIO, имеет тот же металлический корпус, развитый функционал, а стоит при этом в два (а в некоторых конфигурациях и в три) раза дешевле.

Как получается, что цена на «почти одно и то же» отличается в разы и чем пришлось пожертвовать разработчикам мы и узнаем из этой статьи.
Читать дальше →
Total votes 17: ↑17 and ↓0 +17
Comments 12

Эмуляция сотового телефона… на сотовом телефоне

Level of difficulty Medium
Reading time 12 min
Views 13K


О чём только не пишут на Хабре. Например, о создании J2ME-игры в 2024 году, о написании программ на ассемблере под Nokia 3310. Вдохновлённый этими статьями, я тоже решил создать нечто подобное. Это «нечто» должно удовлетворять следующим критериям:

а) Быть не слишком простым в техническом плане;
б) Быть, вероятно, бесполезным в практической эксплуатации;
в) Иметь ностальгические элементы.

Многие помнят линейку телефонов Siemens 65-75 серии, которые были в ходу около 20 лет назад. Мы попробуем провести необычный эксперимент на их основе, для чего напишем небольшую управляющую библиотеку на C, а также изменим код одной из встроенных в ОС Linux утилит. Подробнее в статье.
Читать дальше →
Total votes 57: ↑57 and ↓0 +57
Comments 10

Мягкие экзоскелеты. Когда сила — не главное

Level of difficulty Hard
Reading time 17 min
Views 9.4K


Читая публикации о современных экзоскелетах, можно увидеть расхожую формулировку: экзоскелеты относятся к перспективным разработкам и призваны расширять, усиливать или дополнять физические возможности человека. Так пишут журналисты научно-популярных порталов. Каким образом человек добивается поставленной цели с помощью экзоскелета? Начнём с того, что экзоскелет экзоскелету рознь.
Читать дальше →
Total votes 19: ↑17 and ↓2 +15
Comments 8

Практическое руководство по Rust. 2/4

Level of difficulty Medium
Reading time 30 min
Views 6.3K



Hello world!


Представляю вашему вниманию вторую часть практического руководства по Rust.



Другой формат, который может показаться вам более удобным.


Руководство основано на Comprehensive Rust — руководстве по Rust от команды Android в Google и рассчитано на людей, которые уверенно владеют любым современным языком программирования. Еще раз: это руководство не рассчитано на тех, кто только начинает кодить 😉

Читать дальше →
Total votes 35: ↑32 and ↓3 +29
Comments 2

История визуального редактирования: как Photoshop изменил восприятие изображений

Reading time 14 min
Views 5.1K

Сегодня, 19 февраля, не просто ещё один день — это день рождения Photoshop, который стал незаменимым инструментом как для решения повседневных задач редактирования фото, типа «убрать себе пару килограммов» так и для реализации сложных художественных проектов, которые иной раз просто поражают воображение.

Как мы дошли до этого? Создание Photoshop более 30 лет назад кардинально изменило подход к обработке изображений, устанавливая новые стандарты визуального дизайна. Давайте посмотрим на историю появления этого софта, узнаем, как он менялся и что ждет нас в будущем.

Читать далее
Total votes 25: ↑23 and ↓2 +21
Comments 24

Трудная история семьи инженеров, построивших Бруклинский мост

Reading time 13 min
Views 9.4K

24 мая 1883 года состоялось открытие самого длинного на тот момент подвесного моста в мире, соединившего Бруклин и Манхэттен. Тогда его даже называли восьмым чудом света. В первый же день 1800 транспортных средств и около 150 000 человек пересекли по мосту пролив Ист-Ривер. Дополнительно власти прогнали 21 слона из гастролирующего неподалеку цирка, чтобы еще раз убедить людей: подвесной мост не обвалится. Собственно, он стоит и до сих пор. 

Но его создание было сопряжено с огромными трудностями. Например, во время его постройки погибло свыше 20 человек и еще 150 пострадали от неизвестной на тот момент болезни. А еще проектированием и строительством Бруклинского моста руководила семья инженеров, прошедших через настоящий кошмар. Об этих людях и их несгибаемой воле — наш сегодняшний рассказ.

Читать далее
Total votes 79: ↑76 and ↓3 +73
Comments 7

Полупроводниковая монополия: как одна голландская компания держит под контролем мировую индустрию микросхем

Level of difficulty Easy
Reading time 13 min
Views 39K

Сегодня основой экономики являются микрочипы. Почти во всех электронных устройствах присутствует по крайней мере один полупроводниковый чип: от автомобилей и мобильных телефонов до стиральных машин и самолётов. Большая часть мирового ВВП производится устройствами, использующими полупроводники. Из-за своей повсеместной распространённости и полезности они также являются стратегически важными: США и Китай стремятся контролировать поставки и получить преимущество одного над другим.

Существует несколько основных компаний-производителей микрочипов. Есть Samsung в Южной Корее, TSMC на Тайване, Huawei в Китае, а также Intel и Texas Instruments в США. Все они производят чипы на собственных фабриках. Но машины, которые они используют для производства, производятся в основном одной компанией — голландской Advanced Semiconductor Materials Lithography (ASML).

Технология, которая делает возможным производство всех передовых чипов называется литографией в крайнем ультрафиолете (EUV). Одна EUV-машина стоит более 200 миллионов долларов. Она опирается на цепочку поставок, состоящую из более чем 800 других компаний, на доставку сотен тысяч деталей со всего мира. Многие из этих компаний существуют только благодаря одному клиенту – ASML.

Сложность как технологии, так и цепочки поставок даёт ASML сильное конкурентное преимущество. Время и затраты, которые потребуются конкуренту для воспроизведения всего процесса изготовления одной машины EUV-литографии, создают очень высокие барьеры для входа. На протяжении многих лет ASML позиционировала себя как практически единственного поставщика этой передовой технологии, которая произвела революцию в массовом производстве чипов. И поэтому в течение следующих нескольких десятилетий ASML сохранит свою монополию.
Читать дальше →
Total votes 103: ↑70 and ↓33 +37
Comments 124

Оживляем автоинформатор из подмосковного автобуса

Level of difficulty Easy
Reading time 9 min
Views 10K
Приветствую всех!
Так уж вышло, что при наличии у меня немалого количества артефактов из мира транспорта, у меня до сих пор не было той штуки, с которой у многих ассоциируется этот самый транспорт, — той самой коробочки, благодаря которой мы слышим легендарное «Осторожно, двери закрываются». Ну что же, самое время восполнить это упущение.



Итак, в сегодняшней статье поговорим об одном из первых массовых отечественных автоинформаторов. Узнаем, как работала эта штука и какие неожиданные технологические решения есть внутри. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Total votes 112: ↑112 and ↓0 +112
Comments 58

Лазерный DIY или как с помощью дешевого гравера делать качественные платы

Level of difficulty Easy
Reading time 5 min
Views 29K


Привет, Хабр!

В этой статье хочу поделиться своей историей, как спонтанная покупка на местном маркетплейсе упростила процесс изготовления прототипов печатных плат в домашних условиях, сэкономив время, при этом повысив качество. Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Total votes 93: ↑92 and ↓1 +91
Comments 94

Универсальная плата для E-Ink экранов. Ч1. Разработка системы питания

Level of difficulty Medium
Reading time 13 min
Views 7K

Однажды мне попался один весьма интересный проект платы, поддерживающей большое количество разнообразных E-Ink экранов. Проект довольно быстро заинтересовал, появилось желание несколько переработать плату, внести улучшения, узнать и попробовать что-нибудь новое. Больше всего изменений претерпела система питания: она была разработана практически с нуля. Процесс оказался очень познавательным и увлекательным, а отладка прототипа преподнесла много поучительных и забавных сюрпризов. Это жизненный рассказ о разработке как есть.
Читать дальше →
Total votes 70: ↑70 and ↓0 +70
Comments 30

35 лет SimCity

Level of difficulty Easy
Reading time 10 min
Views 6.1K


В этот день, 35 лет назад, появилась SimCity (1989) – градостроительная стратегия, ставшая хитярой и положившая начало целой серии. Более того, благодаря этой игрушке и её создателю Уиллу Райту, появилась на свет Божий другая серия, известная в народе как The Sims (или «Симсы»), в которой можно было создавать с помощью виртуальных человечков всё то, что ты, читатель, обычно делаешь в реальной жизни. А именно – смотреть зомбоящик, вкалывать на работе, есть, спать, справлять нужду, читать газеты, убираться в хате, строить любовь с другими симами, сгореть в квартире или утопиться в бассейне, да-а… впрочем, об этом как-нибудь потом. Сейчас же – окунемся в истоки и узнаем, как Райт сделал то, что сделал и что из этого вышло. Наливай чаёк и усаживайся поудобнее, мы погнали.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑40 and ↓2 +38
Comments 13

10 наиболее дорогих научных проектов в истории

Reading time 9 min
Views 11K

Чуть ли не каждый год в мире появляется какое-то интересное открытие: только успевай читать новости на том же Хабре. А уж сколько денег, как государственных, так и частных, вливается в это — не счесть. 

Давайте посмотрим на 10 самых дорогих проектов в истории человечества. А заодно напишите в комментариях, какой из этих проектов — самый значимый и насколько затраты на него соответствуют пользе, по вашему мнению. Спойлер: кажется, тут не все очевидно.

Читать далее
Total votes 43: ↑40 and ↓3 +37
Comments 32

Большая шпаргалка по Rust. 2/2

Level of difficulty Medium
Reading time 39 min
Views 5.7K



Hello world!


Представляю вашему вниманию вторую часть большой шпаргалки по Rust.


Первая часть.


Другой формат, который может показаться вам более удобным.


Обратите внимание: шпаргалка рассчитана на людей, которые хорошо знают любой современный язык программирования, а не на тех, кто только начинает кодить 😉


Также настоятельно рекомендуется хотя бы по диагонали прочитать замечательный Учебник по Rust (на русском языке).

Читать дальше →
Total votes 28: ↑27 and ↓1 +26
Comments 2

Калькуляторы с обратной польской нотацией

Level of difficulty Medium
Reading time 12 min
Views 13K

На хабре уже многократно проскакивали статьи и переводы о калькуляторах с обратной польской нотацией. Раньше я не придавал им большого значения, пока на глаза не попался перевод статьи «Мягкое знакомство с дополнительным кодом», где фигурировал программистский калькулятор HP-16C. Что сподвигло меня разобраться, что за зверь такой «обратная польская нотация» или reverse Polish notation (далее по тексту RPN).

Искра, буря, безумие… Спешно поставив эмулятор HP-16C на телефон, я полез искать калькуляторы с поддержкой RPN, попутно скупая найденные экземпляры. В этой статье хочу поведать о четырёх редких! экземплярах, которые мне удалось найти на отечественных досках объявлений, и дать некоторые рекомендации тем, кто решит прикоснуться к удивительному миру программируемых калькуляторов.
Читать дальше →
Total votes 133: ↑132 and ↓1 +131
Comments 80

Information

Rating
1,099-th
Location
Москва, Москва и Московская обл., Россия
Registered
Activity