Pull to refresh
22
0
Dimchansky @Dimchansky

User

Send message

Галактика Андромеды

Level of difficulty Medium
Reading time 21 min
Views 21K

Галактика, расположенная в созвездии Андромеды, является ближайшей к нам крупной галактикой, и ярчайшей из спиральных галактик, после Млечного пути (который тоже является спиральной галактикой, и тоже виден на нашем небе). Есть еще Магеллановы облака, которые по яркости соперничают с Галактикой Андромеды, но они — галактики не самостоятельные, а их спиральные структуры уже сильно разрушены приливным влиянием Млечного пути, в гравитационном плену которого они находятся уже несколько миллиардов лет. Они — наши спутники. А галактика Андромеды — это полноценный и очень крупный звёздный город, являющийся одновременно и центром влияния на другие звездные города — меньшего размера, объединивший их вокруг себя в количестве нескольких десятков.

Будет справедливым утверждение, что Галактика Андромеды возглавляет Местную Группу галактик. Не Мы! — Не Млечный путь, а именно галактика Андромеды здесь главная.

Читать далее
Total votes 86: ↑85 and ↓1 +84
Comments 37

История одной очереди

Level of difficulty Easy
Reading time 8 min
Views 16K

В одно воскресенье довелось мне стоять в очереди на избирательный участок №8134 в Алматы. Простоял я там 4 часа, а некоторые и того больше. И как-то совершенно случайно вспомнил, что в институте я учился на специальности “системы и сети массового обслуживания”, а тут у нас как раз такая сеть, которую можно попробовать рассчитать. А заодно ответить расчётами на некоторые вопросы.

Уважаемые кроты, давайте посчитаем
Total votes 100: ↑86 and ↓14 +72
Comments 57

Как один дятел шаттл испортил

Level of difficulty Easy
Reading time 4 min
Views 22K

Пожалуй, одной из самых необычных и смешных причин задержки запуска космического корабля можно назвать атаку дятлов на шаттл «Дискавери» во время миссии STS-70 в 1995 году. Запуск был запланирован на начало июня, но именно в этот период у птиц был самый разгар брачного периода. Как оказалось, этот фактор тоже нужно было принять во внимание.

Читать далее
Total votes 63: ↑62 and ↓1 +61
Comments 14

Как работает физика в играх

Level of difficulty Medium
Reading time 17 min
Views 13K

В мире видеоигр игровая физика играет важную роль, определяя реалистичность и взаимодействие игрового мира с игроком. Что же происходит под капотом? Какие алгоритмы и подходы используются в современных движках? И что же значит «застрять в текстурах»? (спойлер: чушь полнейшая)

В этой статье мы рассмотрим основные принципы и технологии, лежащие в основе работы физических движков, а также предоставим советы по ее оптимизации для улучшения производительности игрового движка.

Читать далее
Total votes 70: ↑70 and ↓0 +70
Comments 32

«Одна учетная запись — десять участников»: что такое федеративный доступ и как с ним работать

Reading time 9 min
Views 2.2K

Привет! Я Максим Филимонов, ведущий инженер команды администрирования сервисов в Selectel. Для доступа в аккаунты с инфраструктурой, которую мы сопровождаем, приходится хранить множество паролей, контролировать их соответствие парольным политикам, проводить ротацию учетных записей в панелях для каждого аккаунта отдельно. В какой-то момент менеджмент учетных записей стал проблемой. Для примера: чтобы три сотрудника могли администрировать 100 клиентских панелей, нужно создать 300 учеток.

В этой статье расскажу, как мы решили проблему благодаря федеративному доступу, поделюсь опытом его использования и дам инструкцию по настройке. Статья будет полезна всем, кому нужны «врата» к управлению сервисами и ресурсами Selectel через одну учетную запись — для себя или сотрудников компании.
Читать дальше →
Total votes 25: ↑25 and ↓0 +25
Comments 0

Quantization Deep Dive, или Введение в современную квантизацию

Level of difficulty Medium
Reading time 16 min
Views 9.2K

Привет! Меня зовут Василий Землянов, я занимаюсь разработкой ML-инфраструктуры. Несколько лет я проработал в команде, которая делает споттер — специальную маленькую нейросетевую модельку, которая живёт в умных колонках Яндекса и ждёт от пользователя слова «Алиса». Одной из моих задач в этой команде была квантизация моделей. На пользовательских устройствах мало ресурсов, и мы решили, что за счёт квантизации сможем их сэкономить — так в итоге и вышло.

Потом я перешёл в команду YandexGPT. Вместо маленьких моделей я стал работать с очень крупными. Мне стало интересно, как устроена квантизация больших языковых моделей (LLM). Ещё меня очень впечатляли истории, где люди берут гигантские нейросети, квантизируют в 4 бита и умудряются запускать их на ноутбуках. Я решил разобраться, как это делается, и собрал материал на доклад для коллег и друзей. А потом пришла мысль поделиться знаниями с более широкой аудиторией, оформив их в статью. Так я и оказался на Хабре :)

Надеюсь, погружение в тему квантизации будет интересно как специалистам, так и энтузиастам в сфере обучения нейросетей. Я постарался написать статью, которую хотел бы прочитать сам, когда только начинал изучать, как заставить модели работать эффективнее. В ней мы подробно разберём, зачем нужна квантизация и в какой момент лучше всего квантизовать модель, а ещё рассмотрим разные типы данных и современные методы квантизации.

Читать далее
Total votes 75: ↑74 and ↓1 +73
Comments 13

Дешево и сердито: геймдев на Godot 4.2 для тех, кто знает Python

Level of difficulty Medium
Reading time 9 min
Views 9.7K

Привет, Хабр! Меня зовут Матвей, я уже несколько лет хочу научиться создавать игры. Скажу честно: все никак не хватало времени и, возможно, целеустремленности, чтобы изучить Unreal Engine, Cry Engine и им подобные движки.

Но я знаю Python. Оказывается, для любителей парселтанга есть относительно простой способ вкатиться в геймдев — игровой движок Godot, который поддерживает программирование на синтаксически похожем языке GDScript. Я его изучил и даже создал небольшую игру. В этой статье хочу рассказать об этом решении подробнее.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑38 and ↓4 +34
Comments 21

В помощь музыканту: меняем тональность (и не только) звука с компьютера в Windows

Level of difficulty Easy
Reading time 4 min
Views 2.9K

В помощь музыканту: меняем тональность (и не только) звука с компьютера в Windows

Музыка - мое хобби, я люблю играть на разных музыкальных инструментах. Я очень много слушаю музыки: с разных стриминговых платформ, так же у меня имеется большая коллекция просто mp3-коллекции на диске.

Очень часто хочется снять, подыграть, или просто представить себя ритм-гитаристом (или пианистом) на сцене, поиграть аккордами и отдохнуть.

Хочу!
Total votes 21: ↑21 and ↓0 +21
Comments 34

В поисках самой мощной видеокарты! Тестируем А100 и А6000 Ada на большой языковой модели

Reading time 11 min
Views 5.7K

Большие языковые модели (LLM) произвели настоящую революцию в мире ML. Все больше компаний стремятся так или иначе извлечь из них пользу. Например, в Selectel мы оцениваем рациональность развертывания частной LLM для помощи сотрудникам техподдержки в поиске ответов на вопросы клиентов. Эту задачу мы решили совместить с тестом нового железа — видеокарты Ada с 48 ГБ RAM. В соперники ей выбрали А100 на 40 ГБ.

Сразу оговоримся, что нормально обучить LLM на одной GPU практически невозможно, но в качестве теста производительности такая задача вполне подходит. Под катом рассказываем, как мы проводили тест-драйв двух GPU и к каким выводам пришли.
Читать дальше →
Total votes 35: ↑34 and ↓1 +33
Comments 13

Самый простой и подробный гайд по конкурентным коллекциям в C#

Level of difficulty Easy
Reading time 18 min
Views 13K


Когда несколько потоков обращаются к общим ресурсам, должна быть обеспечена потокобезопасность, чтобы избежать повреждения данных и неожиданного поведения.

Конкурентные коллекции в C# предлагают встроенные механизмы для обработки конкурентного доступа, что делает их мощным инструментом в программировании с конкурентным доступом.

В рамках статьи я попробую объяснить System.Collections.Concurrent настолько, насколько это возможно, включая примеры и сценарии использования. Также будет затронута тема сравнения с неизменяемыми (immutable) и замороженными (frozen) коллекциями.
Читать дальше →
Total votes 64: ↑62 and ↓2 +60
Comments 24

Это слишком опасно для C++

Reading time 6 min
Views 33K

Некоторые паттерны стало возможно использовать на практике только благодаря безопасности Rust по памяти, а на C++ они слишком опасны. В статье приведён один такой пример.

Работая над внутренней библиотекой, написанной на Rust, я создал тип ошибок для парсера, у которых должна быть возможность сделать Clone без дублирования внутренних данных. В Rust для этого требуется указатель с подсчётом ссылок (reference-counted pointer) наподобие Rc.

Поэтому я написал свой тип ошибок, использовал его как вариант ошибок fallible-функций, и продолжил двигаться дальше.

Читать далее
Total votes 67: ↑55 and ↓12 +43
Comments 108

Самое понятное объяснение Специальной теории относительности

Level of difficulty Medium
Reading time 13 min
Views 89K

Специальная теория относительности - удивительная теория, которая опровергла многие представления о мире, в которых человечество не сомневалось всю историю своего существования.

Многие слышали про волшебства вроде замедления времени, сокращения длины, относительности одновременности, парадокса близнецов и т.д., но мало кто понимает почему так происходит. 

В этой статье я хочу наглядно показать, что все это проще, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстраций я написал интерактивный визуализатор СТО, работающий в браузере. Ссылка на него и исходники проекта в конце статьи.

Читать далее
Total votes 378: ↑378 and ↓0 +378
Comments 387

Челлендж по обработке миллиарда строк на Go: от 1 минуты 45 секунд до 4 секунд

Level of difficulty Medium
Reading time 14 min
Views 21K

Пару недель назад я прочитал о запавшем мне в душу челлендже по обработке миллиарда строк, поэтому захотел решить его на Go.

Я немного опоздал, соревнования проводились в январе. И на Java. Меня не особо интересует Java, зато давно интересует оптимизация кода на Go.

Этот челлендж был очень прост: обработать текстовый файл названий метеорологических станций и температур, и для каждой станции вывести минимальное, среднее и максимальное значение. Чтобы упростить задачу, было ещё несколько ограничений, однако я проигнорировал те, что относятся только к Java.

Читать далее
Total votes 65: ↑63 and ↓2 +61
Comments 20

Почему художники не любят нейросети и как это решить

Level of difficulty Easy
Reading time 10 min
Views 5.4K

Взрыв популярности нейросетей вызвал встречную волну хейта со стороны художников. И, вроде, уж прошло некоторое время, и теперь мы видим, что нейросети - это вовсе не волшебство, и вовсе не заменяют художников, а дополняют, и художники по прежнему востребованы. Мы видим, что эта волшебная кнопка не совсем волшебна - она рисует что-то необычное, иногда красивое, но создать при помощи нее образ из своей головы ох как не просто.

Однако неприязнь художников остается значительной, и неверно думать, что это всего лишь боязнь конкуренции, неолуддизм и нежелание развиваться.

В чем причина этой проблемы, надо ли ее решать и как решить. Об этом настоящая статья.

Читать далее
Total votes 20: ↑17 and ↓3 +14
Comments 58

Про любительское радио в 21 веке или управляй передатчиком удаленно

Level of difficulty Medium
Reading time 8 min
Views 13K

Привет, Хабр! Есть такое увлечение — радиосвязь. Занимается этим делом очень много людей во всем мире. Но наступило время, когда заниматься любительской радиосвязью в городах стало невозможным из‑за непомерно возросшего уровня помех от разной бытовой техники, витрин магазинов и вывесок, уличных фонарей и простых лампочек освещения в квартирах. Как перенес радиостанцию на дачу и ушел от городских помех и расскажу с этой статье.

Bi4удаленкa. Поставь трансивер на дачу
Total votes 40: ↑39 and ↓1 +38
Comments 47

Half-life через 25 лет. История серии

Level of difficulty Easy
Reading time 14 min
Views 12K


Если сразу перейти к сути, сделавшей Half-Life феноменом, то эта суть в сюжете и погружении. Полноценный сюжет с завязкой, развитием, развязкой и финалом, с живыми, говорящими персонажами, поданный не в кат-сценах, а через диалоги и грамотную режиссуру. До выхода HL шутеры себе такого позволить не могли – гиганты вроде Wolfenstein 3D, Doom, Quake и Duke Nukem 3D историю задвигали на второй план. Отточенный геймплей и впечатляющий геймдизайн также были на высоте, однако именно сюжет и его подача делали игру столь необычной.
Читать дальше →
Total votes 53: ↑51 and ↓2 +49
Comments 19

SDR приемник GPS на микроконтроллере

Level of difficulty Medium
Reading time 28 min
Views 18K

В этой статье я расскажу о том, как я делал самодельный SDR GPS приемник на микроконтроллере. SDR в данном случае означает, что приемник не содержит готовых GPS-модулей или специализированных микросхем для обработки GPS сигналов - вся обработка "сырых" данных выполняется в реальном времени на микроконтроллере (STM32 или ESP32).
Зачем я это сделал — просто Just for fun, плюс - получение опыта.

Читать далее
Total votes 162: ↑161 and ↓1 +160
Comments 160

Кодируем крестики-нолики в 15 битах

Level of difficulty Easy
Reading time 4 min
Views 9.4K

Недавно я наткнулся на пост Алехандры Гонсалес (@blyxyas), в котором рассказывается о попытке сжать игру крестики-нолики в минимальное количество битов. Она пришла к решению из 18 битов. Это заставило меня задуматься: а можно ли улучшить этот результат?

Как говорит Алехандра, существует 765 возможных состояний игры1. Мы можем просто назначить число каждому состоянию, что займёт 10 битов2. Но, по словам Алехандры, это «скучно». С таким описанием игры мы практически ничего не сможем сделать. Когда будет нужно считать значение из конкретной ячейки или перейти из одного состояния в другое, на практике нам придётся использовать таблицу поиска, сопоставляющую каждое число с более крупным и структурированным описанием, что делает бессмысленным саму идею сжатого описания.

Читать далее
Total votes 46: ↑44 and ↓2 +42
Comments 34

Как создать простой LoRa мессенджер: обмен зашифрованными текстовыми сообщениями между устройствами без интернета

Level of difficulty Medium
Reading time 30 min
Views 12K

В современном мире IoT, когда связь в отдаленных районах становится все более актуальной, технология LoRa (Long Range) предоставляет нам возможность создать дальнобойный, надежный, энергоэффективный и зашифрованный канал связи без необходимости иметь какую-либо сетевую инфраструктуру. 

В этой статье мы рассмотрим, как создать простой LoRa мессенджер с использованием своего протокола обмена и готовых модулей, работающих в режиме P2P (peer-to-peer) – не идеального, но интересного решения для обмена текстовыми сообщениями в условиях ограниченной инфраструктуры.

Для упрощения и автоматизации процесса обмена сообщениями мы воспользуемся Node-RED. Этот инструмент, помимо реализации основной логики обмена сообщениями, также предоставит графический интерфейс для мессенджера, что сделает процесс более доступным и интуитивно понятным. 

Выглядеть будет просто, потому что воспользуемся всем готовым :)

Свистать всех наверх!
Total votes 31: ↑29 and ↓2 +27
Comments 36

Настоящее предназначение OpenAI SORA: как и зачем симулировать «Матрицу» для ChatGPT

Level of difficulty Medium
Reading time 41 min
Views 82K

Ну что, уже успели прочитать восхищения небывалым качеством видео от нейросетки SORA у всех блогеров и новостных изданий? А теперь мы вам расскажем то, о чем не написал никто: чего на самом деле пытается добиться OpenAI с помощью этой модели, как связана генерация видео с самоездящими машинами и AGI, а также при чем здесь культовая «Матрица».

Войти в симуляцию →
Total votes 289: ↑285 and ↓4 +281
Comments 120

Information

Rating
Does not participate
Location
Вильнюс, Литва, Литва
Date of birth
Registered
Activity