Потеряла ли поп-музыка свою привлекательность?

https://www.bbc.co.uk/music/articles/fb84bf19-29c9-4ed3-b6b6-953e8a083334
  • Перевод
Часто можно услышать, как любители музыки, вышедшие из демографического среза, на который нацеливается поп-музыка, возмущаются по поводу того, что сегодняшняя музыка уже не та, что была раньше. Такие заявления звучали по поводу джаза ещё в 1920-х, когда музыкальный критик New York Evening Post Эрнст Ньюман сказал: «Это инструмент, на котором человечки могут сыграть немножечко музычки; но если бы любой приличный композитор попытался бы сыграть на нём свою мелодию, он вскоре рассыпался бы у того в руках». Похожую критику в 50-х годах нацеливали на рок-н-ролл, в 60-х — на музыку в стиле бит, и подобное продолжается и поныне.

Что происходит, когда подобные заявления пытается подтвердить наука? Вот несколько исследований, из которых получается, что ваши родители могли получать гораздо больше удовольствия от популярной музыки, чем это удаётся вам.

1. Заявление: грустнее и медленнее




В работе 2012 года под названием «эмоциональные сигналы в популярной американской музыке: пять десятилетий сорока лучших песен», Глен Шелленберг и Кристиан вон Шив проанализировали два ключевых элемента в поп-хитах. Они взяли лучшие хиты из чартов Billboard с 1950 по 2010 годы и построили график темпов — скоростей ритма — а также указали тональность, мажорную или минорную. На практике музыка в мажорной тональности обычно звучит более весело, а в минорной — грустно.

Это не надёжная мера того, насколько песня «счастлива» — некоторые из самых грустных произведений Coldplay написаны в мажоре — но они обнаружили, что вкус общественности склоняется к песням в миноре и с медленным темпом — таким, как на видео. Даже песни, написанные в мажоре, замедляются, что говорит о начале дефицита веселья — как они это пишут, «прогрессирующее увеличение смешанных эмоциональных сигналов в популярной музыке».

2. Заявление: проще и громче




Первое исследование последовало за схожим исследованием команды из Высшего совета по научным исследованиям Испании под руководством специалиста по искусственному интеллекту Хоана Серра, изучившей почти полмиллиона популярных песен примерно за тот же период (1955-2010), и смотревшей на тональность, мелодии и тексты. Они заключили, что в целом поп-музыка стала менее сложной мелодически, использует меньше смен аккордов, и что громкость популярных записей постоянно увеличивается (из-за чего уменьшается динамика), примерно на один децибел за восемь лет.

Серра рассказал агентству Рейтер: «Мы обнаружили свидетельства прогрессирующей гомогенизации музыкальных мелодий. В частности, были получены численные показатели того, что разнообразие переходов между комбинациями нот — грубо говоря, аккордов и мелодий — последние 50 лет постоянно понижается».

В отчёте даже даётся объяснение феномена недавних хитов, являющихся каверами более старых песен: «Наше восприятие нового подстёгивается распознаванием боле простых последовательностей тонов, стильных смесей тембров и увеличенной громкости. Поэтому старая мелодия с чуть упрощёнными прогрессиями аккордов, новым звучанием инструментов, совпадающих с современными тенденциями, и записанными с применением современных технологий, позволяющих достигать большего уровня громкости, с готовностью будет восприниматься как новая, модная и прорывная».

3. Заявление: антисоциальные и злые.




За год до того журнал «Психология эстетики, творчества и искусств» опубликовал отчёт, изучавший вопрос изменения языка популярных песен за последние 30 лет. Исследователи взяли пробный набор у десяти самых популярных песен Америки с 1980 по 2007 года, и изучили то, как там используются слова, чтобы оценить, как фанаты поп-музыки используют её для поддержки своего эмоционального состояния. В отчёте пишут, что «простое прослушивание самых популярных песен по радио может помочь людям лучше понять психологические характеристики их поколения».

Они обнаружили, что использование местоимений первого лица единственного числа (слова «я») со временем постоянно увеличивается, что говорит о том, что фанаты всё больше интересуются песнями от первого лица. Это совпадает с уменьшением количества слов, подчёркивающих важность сообщества и совместной работы. Они также отметили увеличение количества антисоциальных и гневных слов, что говорит об отражении поп-культурой растущего чувства личной ярости и социальных беспокойств. Эминему были бы знакомы такие обвинения.

4. Заявление: не такие хорошие, как раньше.




Все, кто следит за репортажами на тему выборов, знают — опрос населения не точен на 100%. А опросы людей по поводу их музыкальных пристрастий наслаивают субъективность на субъективность, поскольку когда людей просят рассказать о своих предпочтениях, они гораздо легче признаются в любви к Дэвиду Боуи, чем к более поздним исполнителям, и в любом случае они осознанно подбирают самые лучшие примеры из прошлого. Поэтому интересно отметить результаты опроса 2014 года, проведённого журналом Vanity Fair, в котором 1017 взрослых задавали вопросы, касающиеся их музыкальных предпочтений.

Ответы на вопрос, в каком десятилетии музыка была хуже всего, распределились хронологически — 2010-е получили 42%, 2000-е — 15%, а 90-е, 80-е и 70-е получили примерно поровну — 13%, 14% и 12%. Из этого неискушённый читатель мог бы заключить, что опрос проводился среди людей определённого возраста, но, судя по всему, такое мнение довольно широко распространено. Среди людей возраста от 18 до 29 лет за 2010-е высказалось 39%, а среди людей старше 30 за это десятилетие проголосовало 43%, что говорит о том, что больше всего удовольствия люди находят в раскапывании старых песен, чем в слежении за новыми.

5. Заявление: больше повторений.




Повторения в поп-музыке — одно из ключевых свойств его привлекательности, и обязательно как в хите "Тутти-Фрутти" Литла Ричарда, так и в песне Man's Not Hot от Big Shaq. Однако безукоризненный отчёт Дэниела Морриса от 2017 года по повторениям в поп-музыке говорит о том, что хитовые песни всё ближе подходят к текстам, состоящим из одного слова.

Алгоритм Лемпеля — Зива — Велча — способ сжатия данных без потерь, использующий повторения. Моррис использовал этот инструмент для изучения 15000 песен из чарта Billboard Hot 100 с 1958 по 2014 года, сжимая их тексты до наименьшего размера без потери данных, и сравнивая полученные относительные размеры. Он нашёл две интересные вещи. Первое: в любой год песни, дошедшие до верхней десятки популярных, содержали больше повторений, чем их соперники. Второе: популярная музыка со временем становится всё более повторяющейся. Как пишет Моррис: «В 2014 году зафиксировано больше всего повторений в текстах. Средняя песня этого года сжимается в среднем на 22% лучше, чем песня из 1960-го».

Это, конечно, не значит, что популярная музыка теряет интерес. Она может замедляться, становиться грустнее — но если популярные песни сегодня проще и громче, а также содержат больше повторений, чем раньше, то это может служить компенсацией. В отчёте от 2011 года под названием «Музыка и эмоции в мозге: осведомлённость имеет значение», подготовленной командой под руководством Карлоса Сильвы Перейры, пишут, что человеческому мозгу нравится знать, что будет дальше в музыкальной композиции. Они сканировали мозг людей, слушающих песни, при помощи фМРТ, и заключили, что: «Присутствие знакомых моментов кажется самым важным фактором для того, чтобы музыка эмоционально увлекала слушателей».

Так что чем быстрее песня станет знакомой, тем больше шансов на то, что слушатели, роющиеся в потоковых сервисах, остановятся на ней и запустят её снова. Что говорит о том, что современная поп-музыка хотя бы стала интереснее, чем когда-либо.
Как изменилась поп-музыка за последние несколько десятилетий?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться публикацией
Ой, у вас баннер убежал!

Ну. И что?
Реклама
Комментарии 44
  • 0
    Поп-музыка становится более простой, более медленной, более повторяющейся.
    Она становится, внезапно, белым шумом. Как бы она и должна быть фоновой, да, но не до такой же степени.

    Идеально это демонстрирует выступление из 1-го пункта — вот вроде бы и музыканты есть, и бэки, да и сам исполнитель исполнять умеет. Но это настолько generic композиция, что попросту скучно слушать. А скука — это приговор для артиста, он не имеет права быть скучным. Весёлым, грустным, трагичным, злым, добродушным, страшным, да хоть каким угодно, но только не скучным.

    А белый шум — это скучно.
    • 0
      Поп-музыка становится более простой, более медленной, более повторяющейся.

      Не то что митол. Вот он всё сложнеет, убыстряется, использует всё более сложные гармонии и формы построения…
      • 0
        Ну вообще да, но зависит от группы и конкретного направления, конечно. В отличие от попсы, где ничего хорошего не может быть по определению.
        • 0

          Очень любопытно было бы посмотреть на это определение.

          • 0
            Открываем википедию и читаем «Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал.… От поп-песни требуются простые, лёгкие для восприятия мелодии.… Аккомпанементу уделяется второстепенная роль… многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.… Несмотря на долгую и бурную историю, поп консервативен. Он имеет тенденцию отражать текущую музыкальную конъюнктуру, а не прогрессивные направления».

            Так что если вдруг попса усложнится, она перестанет быть попсой.
            • 0

              Вы как-то незаметно перешли от "ничего хорошего" к простоте.
              Я тоже посмотрел определение в русскоязычной и англоязычной википедиях. Там в определениях не пишут "поп — это по определению плохая музыка" :)

              • 0
                Ну вы б хоть на контекст посмотрели, я же отвечал на комментарий про «усложнение, ускорение, сложные гармонии и формы построения» и именно в этом плане ничего хорошего в попсе быть не может по определению. Мне вот эту вот всю формулировку надо было копипастить?
                • 0

                  В контексте я вижу жёсткий сарказм в адрес современного металла


                  С другой стороны, я не вижу ничего плохого в простоте музыки как таковой. Вон Бах в "Искусстве фуги" из нескольких тактов простенькой мелодии такого наворотил. Всего лишь постепенно добавляя новые инструменты, играющие ту же самую мелодию в разных тональностях, разном ритме и иногда даже задом наперёд.


                  Или, скажем, произведение The Cry of Mankind одной английской металлической группы. Состоит почти что из одного аккорда, а как цепляет!

                  • 0
                    Метал разный бывает, даже в рамках одной группы. От самоназванного альбома Darkest Hour 2014-го года мне захотелось их новых больше никогда не качать, потому что попса, но Godless Prophets… — это прекрасный в своей цельности и композиции альбом.

                    Альбом Qatsi из проекта Flux Conduct — охренительно. Следующий Yetzer Hara — другая группа совсем, слушать невозможно.

                    Ну а можно, в конце концов, заунывно напевать, что насин элс мэттерс, и сравнивать с этим, ага.
          • +1
            А мне норм попса заходит современная. Уж точно лучше той, что была 10 лет назад.
            • 0
              Есть такая группа, как TLC — «орденоносцы» в мире музыки, можно назвать поп-исполнителями (R&B) или, из более современных, Girls Aloud.
              Обе группы явно старше 10 лет (одни из 90-х, вторые из 00-х), но звучат очень-очень годно.

              А вот «жопокрутки» — я был шокирован, когда увидел случайно зомбоящик и «M-TV» на нем (ну очень давно не видел).

              P.S. Глянул в гугле «TLC — награды», так там 4 ряда по 4 столбца… А у нас в те времена все еще «ласковый май» звучал… бррррррр.
          • 0
            Ага. Взять хотя бы Behold… The Arctopus. Или средних Within the Ruins.
          • 0
            Она становится, внезапно, белым шумом.

            Из статьи следует обратное — что поп-музыка, напротив, сводится к всё меньшему количеству аккордов, меньшему числу переходов между аккордами и нотами. То есть становится более детерминированной и менее похожей на белый шум (т.к. чёткие спектральные линии — не есть белый шум).
            Хотя я согласен, что подобная перспектива скучновато выглядит.
          • +1
            Опрос показывает что технически грамотное население мало интересуется поп музыкой.
            И я полностью согласен она слишком примитивная и въедливая.
            • 0
              Кажется, нужен сбор музыкальных предпочтений хабражителей. :)
            • 0

              А где критерии, по которым зачисляют в раздел/категорию "поп-музыка"?
              Без этого все эти исследования — "разговоры в пользу бедных" и бессмысленное сотрясение воздусей.

              • +1
                EDM — на первый взгляд может казаться «поп», но это далеко не так.
                Я ушел «туда». Горнило, в котором сплавило dubstep, trap, swag, glitch… хорошая синтетика, чтобы уйти в транс и «залипнуть в IDE».
                • 0
                  А зачем критерии? Можно смело помещать в исследование тех кто сами себя считают и позиционируют как поп исполнители. Промежуточных и сомневающихся можно отбросить :)
                  • 0

                    Скажем, есть такая группа — Металлика. Они считают себя металлистами. А почитаешь фанатов в интернете, так у них "Металлика после ~1990 года опопсела". Как тут быть? :)

                    • 0
                      А еще есть поп-рок, поп-панк и т.п. — это уже попса или еще нет?
                      • 0
                        У Металлики очень сильно меняется стиль с течением времени. Так что тем, кому нравятся их ранние композиции, могут совсем не понравиться более поздние. От того и столько ругани в их адрес. И «опопсела» тут надо понимать в контексте. Группа старается быть в тренде. Они играют металл. Но металл бывает сильно разный. И они каждый раз переключаются на тот, который более популярен в текущий момент. Так что да, в некотором смысле «опопсение» присутствует, т.к. идет подстройка стиля под модные веяния. Но это не значит что что они становятся похожими на Рика Эстли.
                        Впрочем, Рик тоже не стоит на месте.

                        • 0
                          Мне гораздо больше нравятся сольные эксперименты и форки музыкальных проектов, чем ремесленная продажа тренда под известным брэндом. Как яркий пример — творчество Кори Тейлора, который одновременно работает в Slipknot и Stone Sour, два диаметрально противоположных проекта.
                          • 0
                            Slipknot и Stone Sour, вероятно, куда ближе друг к другу, чем, например, Tool и Puscifer.
                        • 0
                          потому что металлика в своем текущем(уже 30 лет) состоянии — поп-рок, как не крути.
                          • 0
                            Судить не группами, а альбомами. Я вон выше писал, так можно ещё пару примеров:

                            The Autumn Offering — их второй альбом один из моих любимейших среди всех, первый альбом тоже весьма хорош, последний альбом тёмный и хорошо злой, два перед ним — неслушабельно.
                            Evergreen Terrace — первые два альбома хардкор (пусть и скучный), потом какой-то поп-рок (тоже скучный).
                            Structures — EP и первый альбом охренительно интересные, второй альбом так, посредственность в 4/4.
                            The Eyes of the Traitor — в общем, аналогично.
                            Obscura — поначалу слушать невозможно, потом разыгрались.
                            Northlane — первый EP отличный, тяжёлый и интересный, следующие два альбома ну, так, потом вообще слушать невозможно.
                            Erra — первые два альбома очень похожи друг на друга и тоже интересные, потом опять слушать невозможно.
                            All That Remains — добротный кор с паршивым вокалом на первом альбоме, добротный кор с добротным вокалом на втором, средне на третьем, потом слушать невозможно.
                            Parkway Drive — годнота, но на Ire это уже какая-то металлика.
                        • 0
                          А где критерии, по которым зачисляют в раздел/категорию «поп-музыка»?
                          Без этого все эти исследования — «разговоры в пользу бедных» и бессмысленное сотрясение воздусей.

                          Ну так в статье же написано, что исследовались песни из топа чартов Billboard. Следовательно, то, что в топе — это поп-музыка.
                        • 0
                          Как я понял, анализировались повторения только текста, а музыкальные повторы не рассматривались?
                          • 0
                            Во втором пункте, например, непосредственно описан анализ именно мелодий.
                            • 0
                              Да, там есть об анализе мелодий: «в целом поп-музыка стала менее сложной мелодически, использует меньше смен аккордов». Но я спрашивал именно про повторы мелодических и гармонических ходов. Об том, вроде, в статье нет.
                          • +1
                            В комментариях сплошное старческое брюзжание, что «Раньше музыка была лучше», «Вот разве это песни, вот наше то время запевали Ээх Мастер оф папетс ам пулинг ё стриингс» и снобизм на почве вкусовщины.
                            • 0
                              в целом поп-музыка стала менее сложной мелодически, использует меньше смен аккордов, и что громкость популярных записей постоянно увеличивается (из-за чего уменьшается динамика), примерно на один децибел за восемь лет

                              И почему у меня ассоциации с Win10 и материальным дизайном?

                              • 0
                                и ведь хороший дизайн, никаких «пластиковых» изгибов и прочей ерунды.
                                • 0

                                  А главное его достоинство — его поймёт даже годовалый ребёнок. Круг, квадрат, треугольник, чёрный, белый.

                              • 0
                                Я думаю что попса не стала лучше или хуже. Она просто стала более рафинированная.
                                Раньше была разнообразная попса. Ну еще небольшой процент меломанов слушали джаз и классику. Потом появилось еще много разных жанров и народ ушел туда. А в попсе остались любители ну очень незамысловатых мелодий и текстов. Отсюда упрощения и повторения.
                                • 0
                                  Да фиг его знает — всё слишком субъективно. К примеру, в 1981 я слушал Depeche Mode (Speak & Spell) и тогда это попсой не казалось. Включаю сейчас — попса же… Да, интересная и самобытная но — попса.
                                  В первой половине 80-х — эпоха попсы немецкой: Дитер Болен и тд. Слушал я их тогда? Конечно слушал, было мне тогда 15 лет. Буду я это слушать сейчас (ведь попса испытана временем) — конечно нет. Мне просто стало всё это скучно, давно ушел в альтернативу и джаз во всех его разновидностях. Современную попсу не знаю и, честно говоря, даже не хочу знать.
                                  Так в чем дело — попса плохая или может я изменился?
                                  • 0
                                    Мучает такой же вопрос. А вкупе с моими личными жёсткими требованиями к качеству текста песен всё становится только хуже с каждым годом. Оценка качества текста субъективна, конечно же, но иногда я искренне недоумеваю как можно предпочесть попсу (да и хип-хоп) с простенькими текстами рок-балладам. Задеть никого не хочу, если что.
                                    • 0
                                      Треки без текста?
                                      Ради объективности «голос» в EDM так же есть, но если это не реп-речитатив, то в качестве «просто еще один звуковой инструмент»… бывают хорошенькие девичьи голоса на фоне, но в своей основе это может быть одна лишь музыка.
                                      Пример Varien — The Scarlet Dawn
                                      P.S. Трек то весьма старый (2013-тый), а звучит вполне не дурно (впрочем это Varien, со своим пристрастием к оркестровке).
                                      29 тысяч лайков и 329 дизлайков — нереальное соотношение для ютуба этот трек показывает.
                                      • 0

                                        Да, сейчас треки без текста включаю чаще. Годный пример, спасибо, но ближе всё-таки что-то похожее на исполнителя "Break My Fucking Sky".

                                  • 0
                                    Ну раз тема про музыку, тогда я просто оставлю это здесь:
                                    Lazerhawk — A Hero's Journey.
                                    Вы садитесь в звездолёт и начинаете свое путешествие к далёким звёздам...

                                    Как слушать
                                    Слушать одному, в спокойной обстановке. Желательно в охватывающих наушниках, на средней громкости. Можете закрыть глаза.
                                    Это не попса, это синтвейв. И, черт побери, это шедевр.
                                    • 0

                                      Шедевр — это Дидье Маруани. А это…

                                    • 0

                                      Любопытно, что и популярная музыка и популярные языки развиваются по одним правилам: образно говоря, меньше разных кубиков Лего, но больше размер поделки.


                                      Упрощение ипользуемых инструментов и усложнение связей между ними

                                      • 0
                                        громкость популярных записей постоянно увеличивается (из-за чего уменьшается динамика)

                                        Перепутали причину и следствие. Уменьшается динамика (т.е. разница между тихими и громкими звуками в песне), что приводит к увеличению средней громкости (RMS)
                                        • 0
                                          Рафинированной? Скорее однообразной. Очень. Плюсую к комментарию про Win10 и материальному дизайну.
                                          • 0

                                            Есть много каверов современной попсы в "старой" обработке. Postmodern jukebox, как пример. И вообще, с развитием соцсетей и ютюба сильно снижается влияние лэйблов на музыкальные стартапов и на то, что, по мнению лэйблов и продюсеров, нам должно нравится.

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое