Как стать автором
Обновить
152.82

Звук

Это «ж-ж-ж» неспроста

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Отвыкнуть от шума, или персональная камера сенсорной депривации

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 13K

Я вырос в маленьком и закрытом военном городке, где самая длинная улица была 2 километра и по ней, в среднем, проезжала одна машина за две-три минуты. 

Когда я приехал поступать в МГУ, заселился в ДАСе на 15 этаже. После пятиэтажного городка это была очень впечатляющая перемена. Лето было жарким и окна всегда были распахнуты, сторона ДАСа, где я жил, выходила на Большую Черёмушкинскую улицу, не самую загруженную, по столичным меркам, но довольно оживленную. На такой высоте в комнату собирались звуки с половины города. Конечно, колоколов Ивана великого слышно не было, но разноголосый гомон плотно набивался в небольшую комнату.

Однажды, сильно заполночь, разговорившись с соседом-аспирантом, я посетовал на постоянный шум, наполняющий этот огромный город. 

— Но ведь сейчас тихо! — Воскликнул сосед, который прожил в этом общежитии уже пять лет.

— Нет…

Слушать дальше
Всего голосов 54: ↑40 и ↓14 +26
Комментарии 267

Какой датчик лучше подходит для хлопкового выключателя KY — 038 или GY — MAX9814?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 3.2K

За последнее время я нахожу множество статей и видио про самодельные хлопковые выключатели поэтому я решил провести исследование темой которого является изучение сигнала и сравнение датчиков GY - MAX9814 и KY - 038 , так как данные датчики довольно популярны у радиолюбителей.

Читать далее
Всего голосов 8: ↑5 и ↓3 +2
Комментарии 7

«Ветхий завет» речевых технологий. Говорящая голова, металлические языки и безумные синтезаторы

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 3.1K

Привет. Меня зовут Александр Родченков, я занимаюсь речевыми технологиями в компании «Инфосистемы Джет». Как-то я задался вопросом — когда люди стали пытаться синтезировать или распознавать речь? Изучив вопрос, раскопал много криповых любопытных историй и решил с вами поделиться.

Узнать больше
Всего голосов 30: ↑28 и ↓2 +26
Комментарии 4

Логарифмический регулятор громкости

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 11K

Простой логарифмический релейный регулятор громкости с дисплеем.

Зачем логарифм и как мы слышим? При чём тут звуковое давление и нелинейности?

Краткая история регуляторов громкости.

Схемотехника блока, который устанавливался в профессиональную аудио аппаратуру.

Узнать больше
Всего голосов 22: ↑22 и ↓0 +22
Комментарии 67

Истории

Прости нас, Джон Коннор, или Как мы научили нейросеть точечно распознавать звуки выстрелов

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 3.3K

Привет, Хабр! Меня зовут Антон Рябых, работаю в Doubletapp и в этой статье расскажу про технические детали применения машинного обучения в проекте HitFactor. 

Что такое hit factor? На соревнованиях по практической стрельбе спортсмены быстро перемещаются, меняют магазин и стреляют по разным, в том числе и подвижным мишеням. Hit factor — это результат соревнования, то есть количество набранных очков, деленное на время прохождения. 

Нам рассказали об этом чемпионы мира по практической стрельбе Алена Карелина и Роман Халитов, которым нужно было мобильное приложение для помощи в тренировках. Двигаться экономнее, стрелять быстрее — анализ записи тренировки поможет понять, как сократить время на прохождение упражнения и повысить эффективность.

В проекте требовалось очень точно определять время начала выстрела и время стартового сигнала. Каких-то готовых решений на момент разработки продукта (2019 год) не было. В статье расскажу:

как решали задачу без машинного обучения
какие были подходы с машинным обучением;
как размечали данные
как использовали промежуточную модель для помощи с разметкой;
как деплоили конечную модель на iOS-девайсы.

Читать далее
Всего голосов 9: ↑9 и ↓0 +9
Комментарии 12

Как я сделал синтез своего голоса

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 28K

Всем привет! Меня зовут Гриша Стерлинг, я занимаюсь синтезом речи в SberDevices. Недавно прошла конференция AI Journey, где я рассказал, как сделал синтез своего голоса. За 15 минут выступления я не успел рассказать все, поэтому решил написать большой пост с деталями. Он будет интересен датасаентистам, людям из бизнеса и ai‑энтузиастам. Приглашаю всех под кат.

Читать дальше
Всего голосов 29: ↑27 и ↓2 +25
Комментарии 8

Технологии, изменившие музыку. Часть 4: распространение

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 3.9K

Этой статьёй мы завершаем цикл материалов про технологии, изменившие мир музыки. В 80-х годах компьютеры массово стали появляться чуть ли не в каждом доме, и музыка неизбежно ушла в цифровую плоскость. Поговорим про то, как эволюционировало распространение музыки после эпохи продаж винила и аудиокассет. 

Читать далее
Всего голосов 24: ↑24 и ↓0 +24
Комментарии 5

Радиотелефончик на смартфоне

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 20K
image

Немало воды утекло со времени публикации цикла про стриминг видео на Андроид устройствах, но вот ручки добрались и до аудио потоков. Не то, чтобы это была какая-то более заковыристая тема про сравнению с видео, даже наоборот, сложно придумать что-то проще, ибо Audio API не менялось, дай бог памяти, с 2012 года, если не раньше. И не стоило бы, ради этого пилить короткий пост, если бы не зудящая мысля — а на какое расстояние и каким образом можно передать сей аудио поток, если мы будем использовать для этого только два смартфона без всякой мобильной связи и внешних точек доступа.

Если вам интересно узнать, что из этого получилось, то прошу проследовать под кат…
Читать дальше →
Всего голосов 60: ↑60 и ↓0 +60
Комментарии 65

Как мы делали AEC для воспроизведения звука через HDMI на Станции Макс

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 13K


В недавнем апдейте прошивки для Яндекс Станции Макс мы добавили поддержку вывода звука по кабелю HDMI при просмотре фильмов. Если у вашего телевизора хорошая акустика (или к нему подключена качественная аудиосистема), теперь можно слушать аудиодорожку через неё. Это обновление мы выпустили только сейчас, потому что оно потребовало нетривиальных технических решений. Например, нужно было сделать эхоподавление для HDMI. Вот об этом и поговорим — сначала обсудим историю технологий и проблемы с подавлением собственного звука устройства, а затем перейдём к нашему решению.
Читать дальше →
Всего голосов 35: ↑35 и ↓0 +35
Комментарии 17

Механика звука: как устроена новая умная колонка SberBoom и почему

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 11K

SberDevices выпустила сразу две умные колонки с ассистентами Салют — компактную SberBoom Mini и полноразмерную SberBoom мощностью 40 Вт. 

Для нашей команды это не первый опыт в конструировании аудиоустройств — вам хорошо знакомы SberPortal, победитель международных премий за промышленный дизайн, и медиаколонка SberBox Time, о которой мы уже рассказывали

Забегая вперёд скажем, что SberBoom сильно от них отличается — в первую очередь архитектурой звука. Поэтому в этом посте мы не будем говорить о том, как придумывали внешний вид. Не расскажем, как делали подсветку корпуса. Не будем писать про микрофоны и ассистентов. Про фишечки в упаковке тоже не сегодня.

В первом посте сфокусировались на акустике. Под катом — всё про звуковую архитектуру SberBoom. 

Читать далее
Всего голосов 19: ↑18 и ↓1 +17
Комментарии 28

Жидкий микрофон, или «в этом доме тебя слушают даже стены»

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 26K
Картинка Нина Ватолина, Николай Денисов / gallerix.ru

За долгие годы жизни, окружённые привычными вещами, мы даже не задумываемся об этом и принимаем как данность, что они должны выглядеть именно так, как выглядят для выполнения своей функции.

Однако зададимся вопросом, а могут ли привычные для нас предметы быть выполнены в несколько ином, так скажем «форм-факторе» и при этом их функция будет сохраняться?

Читать дальше →
Всего голосов 77: ↑70 и ↓7 +63
Комментарии 76

Какой метод генерации аудио лучший? Сравнение GAN, VAE и Diffusion

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 4.7K

В прошлой статье я затронул тему генерации звука с помощью диффузионной модели. Но какие методы существуют вообще и какой из них сейчас наиболее перспективен? Сегодня мы рассмотрим долгий путь этого направления в машинном обучении. Послушаем результаты, посмотрим метрики и просто взглянем на новые технологии, применяемые в совершенно разных нейросетях для аудиосинтеза.
Читать дальше →
Всего голосов 44: ↑44 и ↓0 +44
Комментарии 3

Схема простой звуковой карты (ЦАП)

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 14K

Простая звуковая карта. Схема, описание...
Сделай сам.

коротенький рассказ
Всего голосов 37: ↑36 и ↓1 +35
Комментарии 45

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн
PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн

Технологии, изменившие музыку. Часть 3: обработка

Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 6.2K

Сегодня поговорим о самых, на наш взгляд, революционных технологиях обработки музыки (как аналоговых, так и цифровых), которые привели к появлению диск-жокеев и таких жанров, как хип-хоп, техно, электрохаус и многих других направлений. Между прочим, это третья статья из цикла «Технологии, изменившие музыку». Ссылки на первые две части — внутри поста.

Читать далее
Всего голосов 26: ↑24 и ↓2 +22
Комментарии 4

Автокомпозитор мелодий Muzz — Доработка

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 2.2K

Прошлая статья о автоматическом композиторе Muzz была написана в 2013 году. Muzz сочинял рандомные мелодии с рандомным типами аккомпанемента под рандомные ритмы рока. И вот осенью 2022 года пришло время для доработки Muzz. Теперь он сочиняет музыку более разнообразно и посовременней. Что было доработано и какие песни теперь сочиняет Muzz - об этом и пойдет речь в этой статье.

Почитать и послушать
Всего голосов 11: ↑11 и ↓0 +11
Комментарии 7

Технологии, изменившие музыку. Часть 2: создание

Время на прочтение 19 мин
Количество просмотров 7.7K

Продолжаем цикл статей про технологии из мира музыки. Сегодня поговорим об инструментах, без которых невозможно представить современную музыкальную индустрию и целые жанры, такие как рок, фанк и практически любая популярная музыка. 

Речь пойдёт об устройствах, так или иначе, связанных с электричеством: электрогитаре, синтезаторе и прочем. Погрузимся в историю и посмотрим на главные инструменты, появление которых изменило музыкальный мир 20-го века.

Читать далее
Всего голосов 35: ↑33 и ↓2 +31
Комментарии 3

Эффект вибрато для гитары и синтезатора. История и эксперимент

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 4.3K

Привет, Хабр! Извлекая ноты с долгим послезвучанием (сустейном), музыканты часто используют приём вибрато. Чтобы звучание электронного синтезатора напоминало живую игру на настоящем инструменте, разработчики ЭМИ — электромузыкальных, или электронно-музыкальных инструментов, — стали снабжать этой функцией даже простейшие игрушечные изделия для детей. Настолько важен эффект вибрато для восприятия музыки.

Сегодня мы построим и послушаем электронный эффект задержанного вибрато по схеме Рэя Уилсона (Music from outer space), а также изучим историю механического и электронного вибрато в мире электрогитар.
И историю советской электрогитары в том числе!
Всего голосов 50: ↑48 и ↓2 +46
Комментарии 9

Делаем гидрофон и записываем звук трескающегося льда

Время на прочтение 29 мин
Количество просмотров 8.4K

Мы сделаем чувствительный дисковый гидрофон, дополнив который предусилителем, мы сможем записывать гидроакустические сигналы в диапазоне частот примерно от 10 до 40 кГц: звуки рыб и морских млекопитающих, шумы двигателей судов и лодок и даже шум снежной метели и скрип шагов по льду, если вы захотите изучать звуки в водоемах, закованных в ледяную корку. А еще мы дадим несколько простых приемов работы со звуковым редактором, и научим видеть то, что не слышно. Все это под катом!

Начать погружение
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 50

Технологии, изменившие музыку. Часть 1: запись

Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 8.3K

Эта статья — первая из цикла, в котором мы рассмотрим технологии, изменившие музыкальный мир второй половины 20-го века.

В первой части мы поговорим про запись музыки. Если разобраться, отсутствие этих технологий столетия назад — подлинная трагедия человечества. Ведь мы никогда не услышим виртуозную игру четырёхлетнего Моцарта на клавире перед королём или трансляцию концерта Паганини, когда он исполнял сложнейшие каприччио на одной струне. Посмотрим, с чего всё начиналось и как развивалось.

Читать далее
Всего голосов 29: ↑27 и ↓2 +25
Комментарии 29

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 13K
Если вбить в поисковик слово «цветомузыка», вы увидите многочисленные объявления о продаже советского дискотечного оборудования, которое наверняка помнят те, чьё детство пришлось на 80-е. Колонки с лампочками, вращающиеся ночники, цветные фонари были тогда почти в каждом доме.

В больших концертных залах проходили цветомузыкальные концерты, а в Казани и других городах проводились научные конференции, на которых учёные делились достижениями в сфере цветомузыкальной инженерии. Цветомузыкальные технологии использовались для решения проблемы сенсорной депривации во время долгих космических полетов. Проще говоря, чтобы не сойти с ума в космическом корабле, космонавты проводили время перед светорелаксирующими экранами.



Меня зовут Роман Крылов, я восстанавливаю и коллекционирую советские цветомузыкальные устройства. С декабря в Яндекс Музее в Москве и Санкт-Петербурге проходит выставка моей коллекции, она завершится 31 января. В этой статье я расскажу об экспонатах, но сначала немного поговорим об истории появления самой цветомузыки.
Читать дальше →
Всего голосов 66: ↑66 и ↓0 +66
Комментарии 79

Вклад авторов