Как стать автором
Обновить
697.84

Программирование *

Искусство создания компьютерных программ

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Насколько потолстел JavaScript к 2024 году?

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 31K

Я немного отстал от современных тенденций фронтенд-разработки. Помню, были статьи на тему раздутия веб-среды, в которых писали, что средний размер страницы начал достигать нескольких мегабайтов!

И всё это время я жил с мыслью, что если средний размер страницы равен, скажем, 3 МБ, то JS-бандл должен составлять около 1 МБ. Естественно, основную часть объёма должно занимать содержимое, не так ли?

Что ж, проверить это можно лишь экспериментальным путём, чем я и займусь! Эту статью я пишу в 2024 году и думаю, что через пару лет эксперимент неплохо бы повторить.
Читать дальше →
Всего голосов 160: ↑157 и ↓3 +154
Комментарии 157

Новости

Интерпретатор Brainfuck на Brainfuck

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 25 мин
Количество просмотров 13K

Когда-то давно, году в 2013-м, на глаза мне попался следующий код:

>>>+[[-]>>[-]++>+>+++++++[<++++>>++<-]++>>+>+>+++++[>++>++++
++<<-]+>>>,<++[[>[->>]<[>>]<<-]<[<]<+>>[>]>[<+>-[[<+>-]>]<[[
[-]<]++<-[<+++++++++>[<->-]>>]>>]]<<]<]<[[<]>[[>]>>[>>]+[<<]
<[<]<+>>-]>[>]+[->>]<<<<[[<<]<[<]+<<[+>+<<-[>-->+<<-[>+<[>>+
<<-]]]>[<+>-]<]++>>-->[>]>>[>>]]<<[>>+<[[<]<]>[[<<]<[<]+[-<+
>>-[<<+>++>-[<->[<<+>>-]]]<[>+<-]>]>[>]>]>[>>]>>]<<[>>+>>+>>
]<<[->>>>>>>>]<<[>.>>>>>>>]<<[>->>>>>]<<[>,>>>]<<[>+>]<<[+<<
]<]

Это интерпретатор языка Brainfuck, написанный на самом Brainfuck. Ссылки на оригинал у меня не осталось, только код, так что автора я назвать не смогу.

Мне всегда было безумно интересно узнать, как он работает. И теперь я решил наконец-то это сделать!

Читать далее
Всего голосов 120: ↑118 и ↓2 +116
Комментарии 20

Интерпретатор Brainfuck на Brainfuck

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 25 мин
Количество просмотров 13K

Когда-то давно, году в 2013-м, на глаза мне попался следующий код:

>>>+[[-]>>[-]++>+>+++++++[<++++>>++<-]++>>+>+>+++++[>++>++++
++<<-]+>>>,<++[[>[->>]<[>>]<<-]<[<]<+>>[>]>[<+>-[[<+>-]>]<[[
[-]<]++<-[<+++++++++>[<->-]>>]>>]]<<]<]<[[<]>[[>]>>[>>]+[<<]
<[<]<+>>-]>[>]+[->>]<<<<[[<<]<[<]+<<[+>+<<-[>-->+<<-[>+<[>>+
<<-]]]>[<+>-]<]++>>-->[>]>>[>>]]<<[>>+<[[<]<]>[[<<]<[<]+[-<+
>>-[<<+>++>-[<->[<<+>>-]]]<[>+<-]>]>[>]>]>[>>]>>]<<[>>+>>+>>
]<<[->>>>>>>>]<<[>.>>>>>>>]<<[>->>>>>]<<[>,>>>]<<[>+>]<<[+<<
]<]

Это интерпретатор языка Brainfuck, написанный на самом Brainfuck. Ссылки на оригинал у меня не осталось, только код, так что автора я назвать не смогу.

Мне всегда было безумно интересно узнать, как он работает. И теперь я решил наконец-то это сделать!

Читать далее
Всего голосов 120: ↑118 и ↓2 +116
Комментарии 20

Люди не понимают ООП

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 109K

«ООП для меня означает лишь обмен сообщениями, локальные ограничения и защиту, сокрытие состояния процесса и крайне позднее привязывание», — Алан Кэй (человек, придумавший термин «объектно-ориентированное программирование»)1

Похоже, многим не нравится объектно-ориентированное программирование. Первое, что приходит в голову, когда слышишь эту трёхбуквенную аббревиатуру — это пример с автомобилем, наследование, геттеры, сеттеры и ObjectFactoryFactorySingleton.

Мне это всегда казалось довольно странным. Мне не только нравится ООП, я ещё и считаю, что часто это лучший/наиболее очевидный способ моделирования задачи. И ниже я расскажу, почему.
Читать дальше →
Всего голосов 154: ↑147 и ↓7 +140
Комментарии 457

Истории

Корпоративный куколдизм

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 114K

Зачастую мне приходится слышать в подкастах или лицезреть в комментариях примерно такой диалог: "Я вашу айтишечку на балде вертел. Я сюда ради денег пришёл, которые в России ни в одной другой области не платят. Я вру на собесах об опыте, потому что работодатели точно так же врут соискателям об условиях работы, требования к джунам сениорские, а зарплата - нет"

Читать далее
Всего голосов 407: ↑318 и ↓89 +229
Комментарии 1149

Корпоративный куколдизм

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 114K

Зачастую мне приходится слышать в подкастах или лицезреть в комментариях примерно такой диалог: "Я вашу айтишечку на балде вертел. Я сюда ради денег пришёл, которые в России ни в одной другой области не платят. Я вру на собесах об опыте, потому что работодатели точно так же врут соискателям об условиях работы, требования к джунам сениорские, а зарплата - нет"

Читать далее
Всего голосов 407: ↑318 и ↓89 +229
Комментарии 1149

Вас просто стало слишком много

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 128K

В последнее время тут появилось довольно много статей о сомнительных по содержанию собеседованиях, процессах отбора и т. д. (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, ничего себе как много, для круглого счёта можете и сами вспомнить одну. Если что, читать надо в том числе и комменты, они там даже ценнее порой самого текста). Основная претензия людей состоит в том, что на собеседованиях спрашивают вещи, которые не относятся к реальной работе, а сами процессы найма крайне затянуты.

Читать далее
Всего голосов 201: ↑160 и ↓41 +119
Комментарии 703

Вас просто стало слишком много

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 128K

В последнее время тут появилось довольно много статей о сомнительных по содержанию собеседованиях, процессах отбора и т. д. (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, ничего себе как много, для круглого счёта можете и сами вспомнить одну. Если что, читать надо в том числе и комменты, они там даже ценнее порой самого текста). Основная претензия людей состоит в том, что на собеседованиях спрашивают вещи, которые не относятся к реальной работе, а сами процессы найма крайне затянуты.

Читать далее
Всего голосов 201: ↑160 и ↓41 +119
Комментарии 703

Про́клятый огонь, или магия препроцессора C

Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 25K

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, можно ли полноценно программировать при помощи директивы #define в языке C? Полнота по Тьюрингу шаблонов C++ известна весьма широко, например, люди пишут трассировщики лучей, делающие все вычисления во время компиляции (вместо времени исполнения). А как обстоят дела с препроцессором C? Вопрос оказался сильно нетривиальнее, и эта история является, на мой вкус, отличным анекдотом для курса лекций по теории компиляторов, что я готовлю в данный момент. В частности, для лучшего понимания происходящего здесь, рекомендую ознакомиться со второй статьёй, которую я опубликовал параллельно этой: лексер и парсер.

Чтобы не было обманутых впечатлений, предупрежу сразу, что рейтрейсера не будет, но про́клятый код будет очень даже! Итак, поехали. Для начала, почему я вообще задался этим вопросом? Если обычный код компьютерной графики вам скучен, следующий раздел можно пропустить, перематывайте до последней картинки.

Читать далее
Всего голосов 169: ↑169 и ↓0 +169
Комментарии 54

Я разработчик, а не компилятор

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 52K

Недавно у меня было телефонное собеседование, на котором мне задавали разнообразные вопросы по Java. Это стандартное собеседование, и большинство вопросов тоже было вполне стандартным:

Что такое полиморфизм?

В чём разница между List и Set? Когда стоит использовать первое, а когда второе?

Где можно столкнуться со взаимной блокировкой (deadlock)?

В чём разница между строгой и слабой типизацией?

В основном вопросы были вполне закономерными. Лично мне не нравится вопрос про полиморфизм, ведь он настолько тесно связан с большинством объектно-ориентированных языков и наследованием, что многие люди, используя его (например, при переопределении или перегрузке метода), даже не думают «О! Это же полиморфизм в действии!». Вместо этого я бы задал вопрос «Что такое наследование, и где оно используется», потому что в большинстве объектно-ориентированных языков для него есть ключевое слово или паттерн. Но это уже мои личные предпочтения, и я вполне понимаю логику проводившей собеседование компании.

Читать далее
Всего голосов 145: ↑136 и ↓9 +127
Комментарии 201

С новым годом: GPT в 500 строках на SQL

Время на прочтение 42 мин
Количество просмотров 36K

В минувшем году все только и говорили об ИИ и о том, как он может всё за вас сделать.

Мне нравится, когда кто-то или что-то работает за меня. Поэтому решил: попрошу-ка ChatGPT написать за меня новогодний пост:

«Эй, ChatGPT. А ты можешь реализовать большую языковую модель на SQL?»
«Нет, SQL не подходит для реализации больших языковых моделей. Язык SQL предназначен для выполнения запросов к данным, хранящимся в РСУБД и для управления этими запросами. Для реализации большой языковой модели требуются сложные алгоритмы, обширные датасеты, а зачастую — и фреймворки для глубокого обучения. SQL всеми этими возможностями не обладает.»

Что ж, лишний раз убеждаешься, что, если хочешь что‑то сделать хорошо – сделай это сам.

Давайте же воодушевимся этим оптимистическим планом и реализуем большую языковую модель на языке SQL.

Читать далее
Всего голосов 215: ↑211 и ↓4 +207
Комментарии 20

Малоизвестные и интересные особенности C и C++

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 43 мин
Количество просмотров 43K

В C и C++ есть особенности, о которых вас вряд ли спросят на собеседовании (вернее, не спросили бы до этого момента). Почему не спросят? Потому что такие аспекты имеют мало практического значения в повседневной работе или попросту малоизвестны.

Целью статьи является не освещение какой-то конкретной особенности языка или подготовка к собеседованиям, и уж тем более нет цели рассказать все потайные смыслы языка, т. к. для этого не хватит одной статьи и даже книги. Напротив, статья нужна для того, чтобы показать малоизвестные и странные решения, принятые в языках C и C++. Своего рода солянка из фактов. Вопрос “что делать с этими знаниями?” я оставляю читателю.

Если вы, как и я, любите и интересуетесь C/C++, и эти языки являются неотъемлемой частью вашей жизни, в том числе и его углубленного изучения, то эта статья для вас. По большей части я надеюсь, что эта статья сможет развлечь и заставить поработать головой. И если получится, рассказать что-то, чего вы, возможно, еще не знали.

Читать далее
Всего голосов 161: ↑160 и ↓1 +159
Комментарии 61

Зачем? И весь ужас удара бритвой по Оккаму

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 26K

Самое страшное слово для инноватора или очень уж упёртого студента, который проходит практику у вас в компании: «Зачем?»

Знаете почему? Потому что в 80% случаев ответа вам на этот вопрос не дадут. Давайте разберёмся, причём здесь Оккам и что ему от нас нужно.

Давай, приступай
Всего голосов 178: ↑167 и ↓11 +156
Комментарии 161

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Собираем автономную игру на C# в 2 килобайтах

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 20K

Моё детство пришлось на эпоху 1,44-мегабайтных дискет и 56-килобитных модемов, поэтому я всегда любил маленькие программы. Раньше можно было записать на дискету кучу мелких игр и таскать её с собой. Если программа не помещалась на дискету, я задумывался, почему — в ней много графики? Есть музыка? Возможно, она выполняет много сложных операций? Или она просто раздута?

В наши дни дисковое пространство стало настолько дешёвым, что люди отказались от оптимизации по размеру.

Размер важен только при передаче: если вы передаёте программу по проводам, мегабайты равны секундам. По быстрому соединению на 100 Мбит в лучшем случае можно передать 12 МБ в секунду. Если на другом конце провода находится человек, ожидающий завершения скачивания, то разница между пятью и одной секундой может существенно повлиять на его ощущения.

Человек может зависеть от времени передачи как напрямую (пользователь, скачивающий программу по сети), так и косвенно (serverless-сервис, отвечающий на веб-запрос).

Люди обычно воспринимают всё, что длится меньше 0,1 секунды, как мгновенное, 3 секунды — это примерно тот предел, после которого прерывается состояние потока пользователя; а уж 10 секунд удержать внимание пользователя очень сложно.

Хотя уменьшение сегодня уже необязательно, оно всё равно лучше.

Эта статья задумывалась как эксперимент, позволяющий выяснить, каким может быть минимальный размер полезного автономного исполняемого файла C#. Могут ли приложения на C# достичь размеров, при которых пользователи будут ощущать их скачивание как мгновенное? Позволит ли это использовать C# там, где он не используется сейчас?
Читать дальше →
Всего голосов 128: ↑127 и ↓1 +126
Комментарии 34

Как работает протокол X11 на самом нижнем уровне

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 35K

X11 это тот механизм на чем работает весь графический интерфейс Unix подобных ОС.


Но мало кто знает как он работает на самом деле. Потому что с годами он оброс слоями и слоями библиотек, которые стремятся скрыть саму сущность протокола.


А протокол в своей сути прекрасен. Он лаконичен и почти совершенен.


В Интернете есть полная документация по протоколу. Но дело в том, что эта документация большая, написана не совсем ясным языком и, по сути, является просто спецификацией. Важные моменты никак не обозначены, а как использовать – тоже оставлено на фантазию читателя.


А все книги и статьи по использованию X11 описывают это через библиотеки прокладки типа XLib и XCB, и даже, что хуже, GTK или Qt.


Так что документацию приходится читать всю и самому выделять что важно, а что не очень. Придумывать сценарии использования и писать хотя бы короткие программы чтобы испробовать как все работает на самом деле.


Как бы то ни было, если кому-то интересно как все работает на самом деле, пожалуйста под кат.

Читать дальше →
Всего голосов 201: ↑199 и ↓2 +197
Комментарии 181

Мой вам подарок к Новому году или как наконец запустил то, что надо было давно запустить…

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 38K

КДПВ


Немножко истории


Начну с истории вопроса.


Очень давно я написал Fresh IDE – навороченнoe IDE для программирования на ассемблере, а точнее на FlatAssembler.


Fresh IDE долгие годы меня полностью устраивал, поэтому я с перерывами выпустил 2 главные версии и начал просто его использовать, время от времени внося какие-то исправления и изредка новые функции.


Когда перешел полностью на Linux, оказалось, что Fresh IDE прекрасно работает под WINE, и я продолжил им пользоваться без угрызений совести. В процессе даже удалось исправить несколько багов WINE (вот, вот и вот).


Как бы то ни было, но я начал писать библиотеку для переносимости ассемблерных программ между Linux и Windows (и KolibriOS). Одновременно с этим задумался и над тем, чтобы сделать Fresh IDE переносимым. Из-за архитектуры библиотеки, огромная часть кода уже и так была переносимой. А точнее все, что не касалось GUI. К сожалению, GUI был полностью написан на Win32 API и его нельзя просто так перенести на другие платформы.


Поэтому и пришлось начинать все сначала. И третья версия Fresh IDE писалась почти с нуля.

Читать дальше →
Всего голосов 267: ↑267 и ↓0 +267
Комментарии 95

Размышления о выборе языка программирования для школы (и ситуации с информатикой в целом)…

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 24K

Эта статья выросла из ответа на комментарии к статье Основные отличия PascalABC.NET, где возник традиционный спор про то, есть ли смысл в 2023 году изучать Pascal. Для комментов мой ответ слишком большой, так что оформлю в виде такого спонтанного поста.

Как бывший программист-практик, ныне преподающий информатику в обычной сельской школе, выскажу своё мнение касательно Pacal в школе, да и вообще того, как сейчас обстоят дела с изучением информатики.

Сразу уточню: речь, прежде всего, идёт о среднем звене "среднестатистических" школ, где информатика изучается строго по ФГОС - только с 7-9 классы, по 1 часу (уроку в 40-45 минут) в неделю. Если хотите изучить "единую министерскую" программу, можете скачать её с официального сайта Минпроса.

Конкретно на программирование эта программа отводит порядка 30 часов . По 1 часу в неделю, растянутых на конец 8 - начало 9 классов (с перерывом в 3 месяца, ага).

За это время авторы ФГОС предлагают с нуля (!) объяснить детям (которые только-только поверхностно изучили строение компьютера и принципы работы с мышино-клавиатурным интерфейсом (а нынешние дети реально от мыши тупят, т.к. с пелёнок привыкли к тачскринам!) ):

Читать далее
Всего голосов 137: ↑136 и ↓1 +135
Комментарии 539

Как я чуть не стал миллионером, продавая воздух, или почему Россия – не Америка

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 113K

Все знают, что Россия — энергетическая сверхдержава, она же – «разорванная в клочья Обамой бензоколонка». Но не все знают, как это может отражаться в области развития математического моделирования. Расскажу одну жизненную историю. 

Начну с далекого 2007 года. Довелось мне в те времена поработать на крупном заводе, который «эффективные менеджеры» как раз делили на несколько отдельных предприятий, каждое из которых крутилось, как могло.  В том цеху, который и стал одним из таких предприятий, на токарных станках могла крутиться (и крутилась!) металлическая болванка размером с автобус. А в печку для нагрева металла можно было затолкать паровоз. Целиком.  Когда я в первый раз увидел токарный станок, на котором крутится и обтачивается деталь размером с автобус, моему восторгу не было предела. Гордость за страну переполняла до состояния «в зобу дыханье сперло». А потом старожилы показали ту часть цеха, где стояли фундаменты таких же станков и пояснили:

- А вот тут были станки для точной обработки. Их продали китайцам по цене металлолома.

- А почему вот другие не продали?

- Потому, что у них точность обработки такая, что их только в металлолом можно сдать. Поэтому они здесь работают и крутятся как могут, и обтачивают валы турбин Siemiens.

Схема бизнеса был гениальна: Siemiens привозил на завод многотонные болванки, их неделями и месяцами обтачивали до состояния заготовок и увозили для чистовой обработки в Германию. Где уже выполняли чистовую доводку на точных и дорогих станках. Главные затраты при черновой обработке – это износ станков и инструмента, зарплата токаря и электроэнергия, необходимая для вращения тонн металла. Поскольку электроэнергия в РФ дешевле немецкой, недели обработки болванок с лихвой окупают транспортировку, а низкая точность обработки не требует дорогого обслуживания и мало чувствительна к износу еще советского оборудования.  В итоге весь бизнес заключался в «перепродаже» дешевой электроэнергии из РФ в Германию, но в виде металлических обточенных болванок. 

Читать далее
Всего голосов 293: ↑284 и ↓9 +275
Комментарии 301

Почему я больше не буду работать наставником на IT-курсах

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 106K

Меня всегда тянуло к обучению людей и шарингу знаний. Когда я был разработчиком, то охотно становился ментором у стажеров. И даже сейчас, работая тимлидом, я являюсь пипл-менеджером уже у senior-разработчиков. Но у меня никогда не было опыта работы преподавателем или наставником сразу для большой аудитории. Мне всегда казалось это чем-то интересным и вдохновляющим. Но мои ожидания не оправдались, как вы уже поняли из названия статьи.

Читать далее
Всего голосов 339: ↑325 и ↓14 +311
Комментарии 724

16-, 8- и 4-битные форматы чисел с плавающей запятой

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 22K

Уже лет 50, со времён выхода первого издания «Языка программирования Си» Кернигана и Ритчи, известно, что «числа с плавающей запятой» одинарной точности имеют размер 32 бита, а числа двойной точности — 64 бита. Существуют ещё и 80-битные числа расширенной точности типа «long double». Эти типы данных покрывали почти все нужды обработки вещественных чисел. Но в последние несколько лет, с наступлением эпохи больших нейросетевых моделей, у разработчиков появилась потребность в типах данных, которые не «больше», а «меньше» существующих, потребность в том, чтобы как можно сильнее «сжать» типы данных, представляющие числа с плавающей запятой.

Я, честно говоря, был удивлён, когда узнал о существовании 4-битного формата для представления чисел с плавающей запятой. Да как такое вообще возможно? Лучший способ узнать об этом — самостоятельно поработать с такими числами. Сейчас мы исследуем самые популярные форматы чисел с плавающей запятой, создадим с использованием некоторых из них простую нейронную сеть и понаблюдаем за тем, как она работает.

Читать далее
Всего голосов 132: ↑131 и ↓1 +130
Комментарии 99

Вклад авторов