Как стать автором
Обновить
27.32

Биографии гиков

Истории жизни замечательных людей

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Первое пришествие айтишниц: почему в 50-х годах в программировании женщин было больше, чем в нулевые?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 9.8K

В наши дни середины 2020-х женщинами в IT трудного кого-то удивить. Шутки насчёт девушек-программисток рубежа нулевых и десятых годов уже стали анахронизмом — но ещё не так давно компьютерная среда считалась делом суровых бородатых мужиков-гиков, а любая тян глубоко в компьютерной теме воспринималась в качестве удивительной аномалии. Казалось бы, в ещё более старые времена всё в сфере IT было ещё более однозначно. Ан нет: на заре компьютерной эпохи, в США 60-х годов, многие вакансии в сфере цифровых технологий считались едва ли не типично женскими, на уровне машинисток или телеграфисток. Как это случилось, и почему затем компьютеры на несколько десятилетий превратились в мужское царство?
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑57 и ↓6 +51
Комментарии 15

Новости

Питомцы и их айтишники: 6 историй ко дню кошек

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 9.3K

Привет, Хабр! Сегодня день кошек, поэтому мы в Selectel решили разбавить ленту технических текстов и попросили коллег рассказать об их любимцах.

Сначала хотели написать только про кошачьих, но передумали, другие питомцы тоже достойны внимания. Так что делимся историями про лошадей, карликовых овчарок и мейн-кунов. А в комментариях рассчитываем на ваши рассказы.
Читать дальше →
Всего голосов 59: ↑55 и ↓4 +51
Комментарии 17

Мигель де Икаса и его мечта — Linux на десктопах

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 18K

Мигель де Икаса, 2014 г. Фото: he San Diego Union-Tribune

Как известно, гении предпочитают общаться и работать с равными себе, они притягивают друг друга. И если вы хотите что-то узнать о человеке — посмотрите, кто его друзья. Например, взять выдающегося Фабриса Беллара, о котором мы публиковали несколько статей. Его не очень волнует мирская суета (карьера, деньги, известность и прочие атрибуты «успеха» у обывателей), а только интересная работа. В интернете всего две фотографии Фабриса, и одна из них — с компьютерной конференции, где он сфотографировался с Мигелем де Икаса, основателем проектов GNOME и Mono.

Сразу понятно, кто достоин уважения с точки зрения Беллара.
Читать дальше →
Всего голосов 89: ↑88 и ↓1 +87
Комментарии 46

Гений 21 века. Чем сейчас занимается Фабрис Беллар

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 54K
Некоторые программисты настолько хорошо известны, что не нуждаются в особом представлении. Наверное, Фабрис Беллар — самая яркая звезда современности. Автор мультимедийного комбайна FFmpeg, эмулятора QEMU и десятков других полезных программ — абсолютный гений и пример программиста 100х, который в одиночку принёс больше пользы миру, чем многие корпорации с сотнями разработчиков. В общем, все знают Фабриса — про него ещё была статья на Хабре двенадцать лет назад…

… Но по просьбам молодых читателей мы решили вернуться к этой теме. Оно и к лучшему, ведь Фабрис многое сделал за это десятилетие, особенно в области нейросетей.
Читать дальше →
Всего голосов 204: ↑201 и ↓3 +198
Комментарии 49

Истории

История создания Ведьмака: от литературной саги до игровой франшизы

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 98 мин
Количество просмотров 13K
image

Ко мне в руки тут попала одна книжка про разработку этих ваших ведьмаков и Гервантов из Рыбии. История франшизы, короче. В общем, прочитал я её, проникся, решил изучить тему глубже, а потому, дорогие читатели, держите материал, без регистрации и СМС, даром. Это будет компиляция всевозможной инфы в одном месте, максимально подробно. Кто уже читал эту книгу или изучал разные источники — и так всё знает, кто не читал — экономлю вам время и приоткрываю завесу тайн, которые, возможно, вы не знали. Всё это приправлено разными интервьюшками, концепт-артами и прочей информацией с забугорных сайтов и других годных материал. Должно быть интересно. Тем более игре совсем недавно (26 октября) стукнуло 16 лет, хороший повод. Итак…
Читать дальше →
Всего голосов 70: ↑68 и ↓2 +66
Комментарии 20

Ральф Меркл: криптограф, крионик и теоретик молекулярной инженерии

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 5.4K


Многие разработчики слышали про дерево Меркла (бинарное хеш-дерево), где в каждой вершине вычисляется хеш от суммы значений из дочерних вершин, а корневой узел — хеш от всего набора данных. На этом принципе основаны блокчейны криптовалют и другие криптографические конструкции.

Но мало кто знает автора этой идеи и одного из родоначальников современной криптографии — американца швейцарского происхождения Ральфа Меркла. А ведь это очень неординарная личность с разносторонними интересами, как и его жена.
Читать дальше →
Всего голосов 52: ↑52 и ↓0 +52
Комментарии 1

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 4: самый странный повод взломать военных

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 17K

В прошлой статье мы рассказали о том, как провалились попытки Кевина Митника стать законопослушным гражданином, корпоративным айтишником и даже хорошим мужем. Грехи юности и слава опасного хакера преследовали его буквально по пятам — а затем к преследователям присоединились и детективы. Ну а наш герой плохо умел справляться со стрессом без того, чтобы что-нибудь не вскрывать и не ломать чьи-то сети just for fun. Кевин и его лучший друг Ленни не удержались от того, чтобы не потроллить следивших за ними агентов даже в условиях тотального контроля, — в результате чего вылетели из колледжа. Естественно, на этом они не остановились, что привело к весьма суровым последствиям.
Читать дальше →
Всего голосов 62: ↑59 и ↓3 +56
Комментарии 9

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 3: «Фортуна повернулась ко мне задом»

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 15K

В прошлой статье мы оставили Кевина Митника в тот момент, когда у него всё вроде бы начало налаживаться. Он разрулил подростковые проблемы с законом, дважды успешно сунул нос в Агентство национальной безопасности США, наконец получил грант на профессиональное обучение программированию и даже подсел на ассемблер. Кевин уже подумывал завязать с хакерством и фрикингом — взломом телефонных сетей, который был его главным увлечением юности. Но… Если бы ему удалось тогда соскочить, мы не писали бы сейчас биографию самого известного хакера 90-х, верно?
Читать дальше →
Всего голосов 74: ↑73 и ↓1 +72
Комментарии 10

СУБД Redis и её автор antirez, программист и фантаст

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 14K


Сальваторе Санфилиппо aka antirez — итальянский программист, проживающий в Катании (на острове Сицилия). Провинциальное местонахождение не мешает звезде IT-индустрии: он известен на весь мир как автор СУБД Redis. 46-летний antirez входит в число самых авторитетных и талантливых программистов-одиночек с хакерским бэкграундом.

В 2020 году он завязал было с программированием, чтобы целыми днями писать научную фантастику. Но закончив книгу, в конце 2022-го снова вернулся к коду. Оказалось, что между литературным творчеством и программированием сложных систем много общего.
Читать дальше →
Всего голосов 83: ↑82 и ↓1 +81
Комментарии 1

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 2: Кондор учится летать

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 18K

В прошлой части мы оставили Кевина Митника на этапе его первой «ходки»: тогда ему удалось выйти по условно-досрочному, но полиция штата и федералы уже поняли, с кем имеют дело, и начали приглядывать за «Кондором». Митник взял это прозвище ещё будучи тинейджером — посмотрев шпионский триллер «Три дня Кондора», где аналитик ЦРУ с одноимённым позывным обнаружил себя целью охоты со стороны коллег. Несмотря на внимание со стороны «органов», Кевин Митник буквально не мог удержаться от взлома всего и вся — и опасная игра продолжилась с растущими ставками.
Читать дальше →
Всего голосов 74: ↑72 и ↓2 +70
Комментарии 10

«Стрелолёты» Джона Данна

Время на прочтение 19 мин
Количество просмотров 5.9K

Нужен ли самолету хвост, как у птицы? Большинство пионеров авиации считало, что да. В этом вроде бы убеждали облик птиц и опыты с небольшими летающими моделями. Но хвост тяжёлый, его надо тащить за собой, и к тому же он увеличивает сопротивление воздуха. Вместе с тем, природа давала немало примеров, когда способное к полетам животное не имеет хвоста и, тем не менее, превосходно держится в воздухе. Одним из таких существ является летучая мышь, например.

Поэтому первые летательные аппараты тяжелее воздуха так или иначе напоминали контурами именно это существо. Но самобалансирующиеся "летающие крылья" всё не получались. Пока не пришёл он — Джон Данн — и не изменил полностью принципиальный подход к "бесхвостке". На дворе стоял 1907 год.

Читать далее
Всего голосов 51: ↑51 и ↓0 +51
Комментарии 4

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 1: бурная юность тёмного гения

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 28K

16 июля 2023 года в возрасте 59 лет наш мир покинул Кевин Митник — один из самых знаменитых и архетипичных хакеров в истории. В середине 90-х он считался самым разыскиваемым хакером в мире, и было за что: Митник лихо взламывал сети корпораций и правительства США, обходил большинство систем безопасности, прослушивал агентов ФБР, добывал тонны конфиденциальной информации и данных о банковских картах, включая счета топов Кремниевой долины, — вот только денег, как считается, он никогда не воровал. Ну а закрыв проблемы с американским законом, Кевин Митник превратился в одного из лучших специалистов по кибербезопасности. Вспомним о человеке, на основе которого во многом и сформировался классический образ хакера 90-х годов.
Читать дальше →
Всего голосов 82: ↑78 и ↓4 +74
Комментарии 33

Удивительное изобретение русского инженера, которое не спасло его от нищеты. Прямило Липкина

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 40K

В 1868 году русский математик Липкин опубликовал первое геометрическое доказательство возможности идеального преобразования прямолинейного движения в движение по окружности. О том, как это было сделано, читайте в материале.

Читать далее
Всего голосов 94: ↑78 и ↓16 +62
Комментарии 120

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн
PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн

Сэм Альтман: скинет ли загадочный гендиректор OpenAI Илона Маска с парохода современности?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 19K

Сэм Альтман обычно выглядит слегка рассеянным и недоумевающим. На улице его легко принять за обычного нёрда не от мира сего. У Сэма не заметно ни стильности Джобса, ни лихости Маска, ни рептилоидности Цукерберга. Однако перед нами — IT-гигачад, который меняет мир на глазах и имеет шансы стать одной из ключевых фигур XXI века: то ли в качестве человека, который откроет двери в светлое будущее, то ли в качестве того, кто разверзнет врата в постапокалиптичный киберпанк. Сэму Альтману мы обязаны созданием всё более совершенных и продвинутых нейросетей на основе языковых моделей, а вместе с ними — ChatGPT со всеми его странностями и крипотой.

Многое в биографии Альтмана остаётся неясным даже сейчас, в 2023-м году, когда его имя не сходит с первых полос новостных сайтов. Только в этом мае он успел стать одним из главных подписантов письма об опасности неконтролируемого развития ИИ («мы все умрём, но это не точно»), провести переговоры с французским президентом, объехать несколько мировых столиц с выступлениями под протесты нейросетефобов, привлечь $115 млн в криптостартап по биометрии сетчатки глаза и выступить на слушаниях в Конгрессе США. Всё это время Сэм Альтман говорил о фантастических перспективах, которые сулит ИИ — что не мешает ему уже много лет оборудовать логово параноика с запасами оружия, консервов и всего полагающегося для встречи Армагеддона. А ещё он создал некий тайный Ковенант с целями, от которых к шапочке из фольги потянется и не слишком большой любитель конспирологии. Шутка (но это не факт).

Штош, познакомимся с Сэмом Альтманом поближе — похоже, уже пора.
Читать дальше →
Всего голосов 61: ↑59 и ↓2 +57
Комментарии 13

День Победы. Мой Бессмертный полк

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 34K
День Победы!

Сегодня для меня это единственный настоящий праздник, настоящий всенародный праздник.
В этом году по понятным причинам не будет на улицах шествий Бессмертного полка, он будет проходить в других форматах. Один из таких форматов это рассказ об участниках Великой отечественной войны на страницах социальных сетей.
Поскольку мы находимся на Хабре, то я взял на себя смелость вспомнить о своих учителях непосредственных участников той войны, и кто привел меня на стезю программирования.
Читать дальше →
Всего голосов 439: ↑274 и ↓165 +109
Комментарии 39

«Программирование — вторая грамотность». К 92-летию со дня рождения ученого-программиста Андрея Петровича Ершова

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 7.8K
image

В каждой науке есть великие персоналии – люди, определившие вектор развития на годы вперед. Почти всегда они разносторонне одарены: Бородин был великим композитором и не менее одаренным химиком-органиком, а медицинское образование Чехова позволяло ему беспристрастно, с хирургической точностью, препарировать человеческие души.

И в относительно новой по историческим меркам науке информатике есть такой человек – это академик Андрей Петрович Ершов – выдающийся советский ученый, педагог и просто прекрасный человек, обладавший тонким языковым чутьем.

27 октября 1980 года Андрея Петровича пригласили выступить с заглавным докладом на 3-й Всемирной конференции ИФИП и Юнеско по применению ЭВМ в обучении. И Ершов выступил с совершенно замечательной речью под нетипичным метафорическим названием «Программирование – вторая грамотность». Так что же он имел в виду?
Читать дальше →
Всего голосов 54: ↑54 и ↓0 +54
Комментарии 21

«Идите и делайте, успеете оправдаться потом!»: история первой программистки с адмиральскими погонами

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 12K
Промт: Grace Hopper dressed as a pirate

Почти все, имеющие отношение к IT, слышали историческую байку о первом баге в истории. Баг (английское bug, «жук») был вполне буквальным: в 1947 году в реле гарвардского компьютера Mark II застрял мотылёк. Куда меньшее количество наших современников знают, что процесс его извлечения из недр ЭВМ окрестила «дебаггингом» некая Грейс Хоппер — да так метко, что термин «дебаггинг» жив по сей день.

Ну и тем более немногие в курсе, что Грейс Хоппер отметилась в истории компьютерных технологий далеко не только этим курьёзом, но и куда более весомыми вещами. И вообще была впечатляющей особой, каррамба, сумевшей «войти в айти» на самой его заре — до того, как это стало мейнстримом. В конце концов, в честь абы кого не будут называть разом эсминец, суперкомпьютер, трансатлантический подводный кабель связи и колледж в Йельском университете!
Читать дальше →
Всего голосов 89: ↑86 и ↓3 +83
Комментарии 36

Tinder по интересам, «Морской Boy» и сегментация КТ-снимков: 10 студенческих идей, которые стали проектами

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 4.8K

А чем вы занимались в университете? Стипендиаты Selectel Career Wave — программы для учащихся технических вузов — создают бота для автоматизации работы в шахтах, развивают геймдев и устанавливают системы для «умного дома». В тексте собрали самые яркие проекты и предлагаем вам их оценить. Также узнали, на что ребята потратили стипендию. Спойлер: варианты очень разные — от вложений в свой проект до покупки курса по английскому и организации мини-отпуска для себя и мамы.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑59 и ↓4 +55
Комментарии 4

Как создать эвристический алгоритм онлайн-мастеринга и получить предупреждение от RIAA

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 24 мин
Количество просмотров 15K

Добрый день, меня зовут Сергей. В своей статье я бы хотел осветить тему аудио мастеринга, а именно: автоматизированного онлайн-мастеринга музыки.

Я расскажу о своём пути от продюсера психоделического транса до мейнтейнера самой популярной open source библиотеки автоматизированного референсного мастеринга на Python, получившей предупреждение от американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA.

Читать далее
Всего голосов 143: ↑142 и ↓1 +141
Комментарии 32

Мирно пашущий подводный трактор

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 15K
image

Услышав фамилию «Рено» абсолютное большинство читателей сразу же вспомнит соответствующую марку автомобилей. Многие вспомнят известного актёра Жана Рено. Но вот американского конструктора Джесса Уилфорда Рено скорее всего мало кто назовёт.
А ведь самым известным его изобретением жители столиц пользуются ежедневно и по несколько раз, да и все остальные тоже нередко.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑55 и ↓3 +52
Комментарии 9

Вклад авторов