Как стать автором
Обновить
221.91

История IT

Занимательные истории из прошлого

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

40 лет GNU

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 9.2K

Операционные системы имеют основополагающее значение для Интернета, каким мы его знаем сегодня, поскольку в настоящее время они обеспечивают работу миллионов серверов, компьютеров и других встроенных вычислительных устройств. Отдельное почётное место среди этого занимает ОС Linux (или GNU/Linux), используемая миллиардами человек во всём мире.

GNUUnix-подобная ОС с открытым исходным кодом, созданная 40 лет назад в 1983 году Ричардом Столлманом. GNU поддерживается Фондом свободного программного обеспечения (FSF), который первоначально был основан вокруг этого проекта, хотя позже он расширился и стал поддерживать другие проекты свободного ПО.

Если посмотреть на зарождение движения за свободное ПО — оно начинается с GNU. Система GNU — это не просто наиболее широко используемая ОС, основанная на свободном ПО. GNU также лежит в основе философии, которая направляла движение за свободное ПО на протяжении сорока лет.

А всё началось с плохо работающего принтера…
Читать дальше →
Всего голосов 55: ↑54 и ↓1 +53
Комментарии 19

Технологии давно почившей DEC продолжают служить миру вычислений

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 10K
DEC VAX 8350 со снятой крышкой

Эта корпорация, ставшая одним из первопроходцев в мире IT, исчезла в конце 90-х.

Несмотря на то, что в сфере компьютерных технологий осталось не так много стоявших у её истоков игроков, мы по сей день продолжаем пользоваться плодами их разработок. Bell Labs создали транзистор, а Fairchild Semiconductor изобрели интегральную схему, но ни одной из этих компаний сегодня уже не существует. То же касается Digital Equipment Corporation (DEC).

И хотя её больше не существует, есть вероятность, что вы читаете эту статью с карманного устройства, несущего в себе наследие технологии, изобретённой именно в DEC.
Читать дальше →
Всего голосов 61: ↑61 и ↓0 +61
Комментарии 31

Лучше IBM PC, дешевле Apple. История компьютера Tandy 1000

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 8.2K


В одной из своих предыдущих публикаций я рассказал об удивительной истории корпорации Tandy, превратившейся из скромной кожевенной мастерской в известнейшего мирового производителя компьютеров. В комментариях читатели вспомнили и самую успешную модель этой компании — Tandy 1000, персоналку, о которой мечтал маленький Шелдон Купер из «Теории большого взрыва». Об этой необычной машине — сегодняшняя статья.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 11

Netpliance i-Opener: как DIY-умельцы разрушили интернет-бизнес 90-х

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 11K

В 1999 году доступ в интернет был далеко не у всех. Немногие обычные пользователи, да и компании тоже могли себе позволить потратить полторы-две тысячи долларов на то, чтобы купить компьютер для доступа к информационной супермагистрали (Information superhighway), а именно так в те годы частенько именовали интернет. В таких условиях провайдерам было сложно выживать, и борьба шла за каждого пользователя.

Это обстоятельство побудило небольшую компанию Shbang! из Остина, штата Техас, на любопытный маркетинговый эксперимент. Они разработали и поставили на рынок девайс для доступа к интернету по цене в 3–4 раза ниже себестоимости, но работающий по подписной модели. Что из этого вышло — читайте под катом.

Читать далее
Всего голосов 56: ↑56 и ↓0 +56
Комментарии 16

Истории

Macromedia Flash: Взлет и закат технологии

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 29 мин
Количество просмотров 15K

Если никто не подведёт итог под историей Macromedia Flash, она рискует затеряться в хламе IT-подвала. Напомню, что “волшебный” плагин Flash player стоял практически на всех компьютерах мира. И в какой-то момент именно эта технология была лучшей для анимации, игр и мультимедиа. В этой статье я расскажу историю технологии и добавлю историю от лица разработчика: что мы создавали, как работали,  плюсы минусы самой платформы и ключевые события. Ну и главное, почему Flash взлетела до массового распространения, а потом потерпела поражение и осталась в прошлом. И ответить на вечный вопрос “Кто виноват?” Иная версия вопроса: Зачем Стив Джобс убил Flash? Спойлер, Джобс не виноват.

Читать далее
Всего голосов 67: ↑67 и ↓0 +67
Комментарии 85

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 4: самый странный повод взломать военных

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 17K

В прошлой статье мы рассказали о том, как провалились попытки Кевина Митника стать законопослушным гражданином, корпоративным айтишником и даже хорошим мужем. Грехи юности и слава опасного хакера преследовали его буквально по пятам — а затем к преследователям присоединились и детективы. Ну а наш герой плохо умел справляться со стрессом без того, чтобы что-нибудь не вскрывать и не ломать чьи-то сети just for fun. Кевин и его лучший друг Ленни не удержались от того, чтобы не потроллить следивших за ними агентов даже в условиях тотального контроля, — в результате чего вылетели из колледжа. Естественно, на этом они не остановились, что привело к весьма суровым последствиям.
Читать дальше →
Всего голосов 62: ↑59 и ↓3 +56
Комментарии 9

Самые ностальгические мобильные игры. Часть 1: от «тетриса» и «змейки» до WAP

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 6.9K

В наши дни возможность играть на смартфоне кажется такой же привычной и подразумеваемой по умолчанию, как делать им же фотографии. А ведь всего лишь лет тридцать тому назад человека, произнёсшего фразу «я поиграю на телефоне», сочли бы или поехавшим, или собирающимся творить какое-то тролльское непотребство с другими абонентами. Как именно игры превратились в органичную часть функционала мобильных телефонов, какие из них были первыми и какие стали первыми хитами в этом жанре — ныне сводя олдскулы и заставляя миллионы наших современников смахивать скупую слезу ностальгии?
Читать дальше →
Всего голосов 53: ↑53 и ↓0 +53
Комментарии 9

Почему малые языки — это будущее программирования

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 46K

Разработчик веб-приложений и распределённых систем под псевдонимом chreke* убеждён: «малые языки», то есть специализированные языки, созданные для решения конкретных задач, являются будущим программирования. Это убеждение укрепилось в нём после прочтения статьи Габриэллы Гонсалес «Конец истории программирования» и просмотра лекции Алана Кея «Программирование и масштабирование».

Под катом автор объясняет, что подразумевает под «малыми языками», и почему они так важны.

*Обращаем ваше внимание, что позиция автора может не всегда совпадать с мнением МойОфис.

Читать далее
Всего голосов 62: ↑59 и ↓3 +56
Комментарии 75

Made at Intel. Эпилог

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 28K

Несколько дней назад я закончил последнюю главу саги Made at Intel. Напоследок хочу поделиться с вами несколькими мыслями, посетившими меня по ходу ее написания. Они обращены в прошлое, настоящее и немного в будущее.

Читать далее
Всего голосов 179: ↑175 и ↓4 +171
Комментарии 31

Made at Intel. Окаянные дни – окончание

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 24K

Приступаем к последнему акту драмы Made at Intel. Эта глава будет целиком посвящена «моровому поветрию» под названием ACT. Он случился в 2016-м спустя ровно 10 лет после SETa. Но если SET можно назвать трагедией, то ACT больше напоминает фарс. При этом фарс безумно дорогостоящий и поломавший множество человеческих судеб...

Читать далее
Всего голосов 130: ↑126 и ↓4 +122
Комментарии 33

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 3: «Фортуна повернулась ко мне задом»

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 15K

В прошлой статье мы оставили Кевина Митника в тот момент, когда у него всё вроде бы начало налаживаться. Он разрулил подростковые проблемы с законом, дважды успешно сунул нос в Агентство национальной безопасности США, наконец получил грант на профессиональное обучение программированию и даже подсел на ассемблер. Кевин уже подумывал завязать с хакерством и фрикингом — взломом телефонных сетей, который был его главным увлечением юности. Но… Если бы ему удалось тогда соскочить, мы не писали бы сейчас биографию самого известного хакера 90-х, верно?
Читать дальше →
Всего голосов 74: ↑73 и ↓1 +72
Комментарии 10

Из кожи вон. Как кожевенная мастерская превратилась в мирового производителя компьютеров и создала уникальный ноутбук

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 15K


В первые выходные августа в «Музее компьютерной истории», что расположен в калифорнийском городе Маунтин-Вью, проходило мероприятие под названием Vintage Computer Festival West 2023 — выставка-фестиваль винтажных компьютеров. Сам я на этой выставке побывать не смог, но на фотографиях, которые показывали мне коллеги и знакомые, среди стопок технических книг, а также хорошо знакомых всем и каждому Atari и Apple Macintosh, я обратил внимание на необычную машину — компактный компьютер Tandy 600. Заинтересовавшись, я принялся искать в сети информацию об этом устройстве, и чем больше я о нём узнавал, тем больше оно меня удивляло.
Читать дальше →
Всего голосов 72: ↑72 и ↓0 +72
Комментарии 14

Взлет и падение империи. История корпорации DEC

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 12K


Эта IT-компания с названием, состоящим из трех латинских букв, считалась в 70-х и 80-х одним из лидеров мировой компьютерной индустрии. ЭВМ производства этой компании работали в вычислительных центрах крупнейших научных и коммерческих организаций, а многочисленные клоны этих машин выпускались по всему миру, в том числе, в СССР. Если вы думаете, что речь идет об IBM, то вы глубоко заблуждаетесь.
Читать дальше →
Всего голосов 70: ↑70 и ↓0 +70
Комментарии 51

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Made at Intel. Окаянные дни – продолжение

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 23K

Продолжаем разговор об историях массовых увольнений в Интел. Двум памятным случаям из моей практики и будет посвящена эта глава.

Читать далее
Всего голосов 117: ↑111 и ↓6 +105
Комментарии 27

Графика древности: от текста к видеоиграм

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 32 мин
Количество просмотров 14K

Вот уже много лет в игровой индустрии вместе с самыми последними графическими технологиями успешно сосуществует пиксельная графика практически в том же самом виде, в каком она существовала в играх для домашних компьютеров и игровых приставок 80-х и 90-х годов. Её возвращение на игровые мониторы в конце 2000-х годов казалось кратковременной модой на ретро, но однажды вернувшись, пиксели остались с нами надолго.

Несмотря на кажущуюся концептуальную простоту, пиксельная графика прошлого таит множество секретов и нюансов, благодаря которым она стала такой, какой мы знаем её теперь. В этой статье раскроем некоторые из них. Поговорим о текстовых и графических видеорежимах, символах, тайлах, спрайтах, палитрах, атрибутах и о порождаемой всем этим визуальной эстетике в видеоиграх прошлого.
Читать дальше →
Всего голосов 112: ↑111 и ↓1 +110
Комментарии 56

Made at Intel. Окаянные дни — начало

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 22K

Мы уже достаточно говорили в этой книге о росте численности корпорации. Как естественным путем найма, так и за счет поглощения других компаний. Однако, случались и «моровые поветрия», локальные и глобальные. Иногда они имели технологическую природу, но чаще финансовую. Терять работу — почти всегда неприятно, особенно работу в такой комфортной компании, как Интел. Ситуация эта была стрессовой для всех, но особенно трудно приходилось менеджерам всех звеньев и калибров, ибо самые тяжелые действия и решения ложились на них. Историям массовых увольнений в Интел, в которых мне доводилось принимать участие, и будет посвящена эта глава. Сейчас я могу более или менее спокойно описывать эти события, ведь с тех пор прошло немало времени. Но за каждой описанной здесь историей стоят людские судьбы...

Читать далее
Всего голосов 117: ↑114 и ↓3 +111
Комментарии 12

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 2: Кондор учится летать

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 18K

В прошлой части мы оставили Кевина Митника на этапе его первой «ходки»: тогда ему удалось выйти по условно-досрочному, но полиция штата и федералы уже поняли, с кем имеют дело, и начали приглядывать за «Кондором». Митник взял это прозвище ещё будучи тинейджером — посмотрев шпионский триллер «Три дня Кондора», где аналитик ЦРУ с одноимённым позывным обнаружил себя целью охоты со стороны коллег. Несмотря на внимание со стороны «органов», Кевин Митник буквально не мог удержаться от взлома всего и вся — и опасная игра продолжилась с растущими ставками.
Читать дальше →
Всего голосов 74: ↑72 и ↓2 +70
Комментарии 10

«Поиск» истины. История ПЭВМ «Поиск» от его создателей

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 9.4K


Первый компьютер — как первая любовь или первый поцелуй: память о нём остаётся с тобой на всю жизнь. Со «Спектрумом» у меня вышло лишь мимолётное романтическое знакомство, а вот настоящее чувство, переросшее в долгие и крепкие отношения, возникло к персоналке по имени «Поиск». Недавно я совершенно случайно наткнулся на интервью с Юрием Васильевичем Ролем, создателем этой замечательной машины, в котором он поделился многими интересными подробностями об истории появления ПЭВМ «Поиск» на свет.
Читать дальше →
Всего голосов 102: ↑101 и ↓1 +100
Комментарии 64

Автоматизация бурления: ChipArp

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 3.6K

Наиболее знаковым атрибутом видеоигровой музыки 1980-х, несомненно, является арпеджио — технический приём, служащий обогащению гармонии в условиях крайне ограниченной полифонии. Получающееся в результате специфическое «булькающее», «бурлящее» звучание стало в сознании масс своего рода визитной карточкой 8-битной музыки, вызывающей мгновенное узнавание.

Как ни странно, несмотря на многократно выросшую с тех пор мощность современных компьютеров и синтезаторов, в современном музыкальном ПО этот классический приём стал менее доступен, чем раньше. Расскажу о том, почему так вышло, а также о своём довольно старом проекте (2017 год), в котором я попытался решить эту проблему, и почему это не очень-то получилось, хотя и получилось.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 7

Интернет 90-х: когда после 20 часов в онлайне тебе пишет президент ISP

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 21K

«Проверяя систему сегодня утром, я заметил, что вы были авторизованы более 20 часов», — так начиналось письмо, которое в декабре 1998 года я получил от президента компании-провайдера коммутируемого доступа в интернет. — «Мы предоставляем безлимитный сервис, но желательно, чтобы вы действительно использовали соединение, когда подключены».

Сегодня, когда уже почти все сидят в онлайне 24/7 через смартфоны и широкополосный доступ, было бы странно, если бы я не находился в сети 20 часов подряд. Но в 1998 году в Роли, Северная Каролина, дело обстояло иначе. В эпоху медных телефонных линий и коммутируемых модемов доступ в интернет в случае домашнего использования, как правило, был непостоянным. Каждая занятая линия означала невозможность её использования другим клиентом, и при этом вам никто не мог дозвониться.

Но я забегаю вперёд — откуда вообще у меня письмо из далёкого 1998 года?
Читать дальше →
Всего голосов 67: ↑66 и ↓1 +65
Комментарии 47

Вклад авторов