Как стать автором
Обновить
228.07

История IT

Занимательные истории из прошлого

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Zalman ZM-VE500 и неподдерживаемые ОС: «швейцарский нож» инженера дата-центра vs винтажные устройства

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 11K

На Хабре уже есть статья про Zalman ZM-VE500, написанная системным инженером ЦОД. Это одно из немногих устройств, которое содержит в себе эмулятор оптического привода и позволяет иметь под рукой сразу коллекцию ISO-образов операционных систем. Вот только любителям ретрокомпьютинга оно может преподнести несколько неприятных сюрпризов. Подробности — под катом.

Читать далее
Всего голосов 45: ↑45 и ↓0 +45
Комментарии 42

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 2/2)

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 24 мин
Количество просмотров 6.7K

Продолжаем обстоятельный разговор про «мапперы» — устройства управления расширенной памятью на игровых консолях Famicom, NES и Денди. Во второй части статьи рассмотрим особенности нескольких основных видов мапперов и их влияние на содержание игр, сложности программирования, а также ситуацию с мапперами на других платформах.
Читать дальше →
Всего голосов 67: ↑66 и ↓1 +65
Комментарии 20

Когда был большой взрыв в виртуальной реальности? История развития VR-технологий

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 3.5K

Сегодня шлемы Oculus Rift, Kinect, гарнитуры PS-VR и тактильные жилеты не кажутся чем-то фантастическим. Крупные IT-компании вроде Google и Apple уже давно создают устройства дополненной и виртуальной реальности.

Почти любой человек может запустить любимую игру и погрузиться в нее с помощью VR-устройств. Подобно тому, как это показано в фильме «Первому игроку приготовиться». Мы не задумываемся о том, как эти технологии дошли до нашего времени и «геймифицировали жизнь».

В этой статье рассказываем, как появились устройства виртуальной реальности и где они нашли свое применение спустя полвека. Делимся интересными историческими фактами и призываем обсудить тему в комментариях!
Читать дальше →
Всего голосов 37: ↑36 и ↓1 +35
Комментарии 6

Наследие Windows XP: загадка title.wma

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 22K

Старые операционные системы и приложения до сих пор способны удивлять. За каждым файлом порой скрывается целая история. Кто реальный автор демоигры Pinball Space Cadet и правда ли обои рабочего стола Bliss («Безмятежность») были сняты в округе Сонома, штат Калифорния?

Подобные вопросы чаще всего превращаются в увлекательные исследования для любого цифрового археолога. В этой статье мы бы хотели рассказать короткую историю о том, как был найден настоящий автор музыкального файла title.wma, более известного как Windows XP Welcome Music.

Читать далее
Всего голосов 129: ↑127 и ↓2 +125
Комментарии 40

Истории

«Цифровой археолог» обнаружил копию самой старой версии DOS. Как работала и выглядела 86-DOS 0.1?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 11K

Далеко не все IT‑специалисты, не говоря уже про обычных пользователей, сталкивались с Windows 3.11, Windows 95 и другими относительно старыми операционными системами. Что уж и говорить про MS‑DOS или его предшественников.

Но недавно один из любителей «цифровой археологии» обнаружил одну из самых старых версий DOS — 86-DOS, предшественника MS‑DOS и PC‑DOS. Речь идёт о 86-DOS версии 0.1 C, записанной на дискете. Этот специалист изучил операционную систему, её возможности и представил результаты. Подробности — ниже.

Читать далее
Всего голосов 45: ↑41 и ↓4 +37
Комментарии 24

Best free software: какой софт мы использовали 15 лет назад (часть 2)

Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 8.2K

Продолжаем рассказывать про подборку лучшего ПО на разные случаи жизни по версии журнала PC Magazine за февраль 2007 года. Мы с удовольствием почитали комментарии к первой части этой статьи и вспомнили немало приложений, которые до сих пор служат верой и правдой. Как и обещали, продолжаем смотреть на этот рейтинг. Вас ждут приложения из таких категорий, как музыка, графика, сети и мобильность, игры и развлечения. Подробности — под катом.

Читать далее
Всего голосов 47: ↑44 и ↓3 +41
Комментарии 6

Импортозамещение которое мы потеряли: советские ЯП и их создатели (часть 2)

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 15K

В комментах к предыдущей части некоторые читатели предложили рассказать о ещё нескольких ЯП, которые сыграли значительную роль для развития программирования в СССР. Автор не смеет игнорировать просьбы трудящихся. В этой части цикла поговорим об АЛМО, Эль-76 и Рапира и ЛЯПАС.

Читать далее
Всего голосов 52: ↑51 и ↓1 +50
Комментарии 77

Как появился графический интерфейс пользователя: история в лицах, деталях, фактах и курсорах

Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 6.9K

Графический интерфейс пользователя, каким мы его знаем сегодня, возник в результате десятилетий исследований множества инженеров и ученых. Программа Sketchpad Айвена Сазерленда, созданная в 1962 году, считается первым графическим интерфейсом пользователя.

Дуглас Энгельбарт изобрел компьютерную мышь в 1964 году, чтобы преодолеть ограничения световых перьев. Конструкция мыши продолжала развиваться. Исследователи PARC разработали первые растровые окна и меню, которые реагировали на ввод данных мышью. Дэвид Кэнфилд Смит в 1975 году ввел термин «иконка» для описания графических символов, представляющих программы и данные. 

Xerox Star в 1981 году коммерциализировал многие из этих концепций графического интерфейса, а Macintosh от Apple в 1984 году сделал их общепринятыми. В настоящее время ведутся юридические споры о том, кому принадлежат права интеллектуальной собственности на различные элементы графического интерфейса пользователя, такие как окна и значки.

Читать далее
Всего голосов 28: ↑28 и ↓0 +28
Комментарии 10

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 1/2)

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 17 мин
Количество просмотров 13K

Примерно раз в десятилетие на русскоязычных около-компьютерных ресурсах кто-нибудь поднимает тему такого элемента архитектуры 8-битной Денди и её прародителей, как «маппер», пытаясь на пальцах объяснить, что же это такое. И каждый раз у меня возникает ощущение, что рассказчики сами не вполне знакомы с сюжетом. К тому же практически всегда речь идёт о чисто технических моментах, совершенно не затрагивая историю вопроса: откуда взялось, как развивалось, чем было полезно для фактических игр — что, на мой взгляд, может быть интересно гораздо более широкому кругу лиц.

Так сложилось, что я имею довольно глубокий, примерно по локоть, практический опыт взаимодействия с этими самыми «мапперами», также могу рассказать кое-что и за их историю, и, разумеется, обладаю уверенностью, что уж я-то точно понимаю всё как есть, и расскажу так, что все вздрогнут. Поэтому под катом — всё, что вы когда-либо хотели или не хотели спросить про мапперы, но боялись или вовсе даже и не собирались спрашивать.
Читать дальше →
Всего голосов 101: ↑98 и ↓3 +95
Комментарии 19

NeoMutt: обучаем старый почтовый клиент новым трюкам

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 1.5K

Приятно ли вам работать в консоли? Этот вопрос вполне способен разделить пользователей на два лагеря. Одни будут утверждать, что именно консоль — тру, а всё остальное для лентяев, неспособных вдумчиво заглянуть в man. Другим же «мышиная возня» с кнопками, переключателями и прочими подсказками гораздо милее, чем необходимость ввода длиннющих команд.

Приверженцы первого лагеря стараются максимальное количество действий выполнять с помощью нативных консольных приложений или хотя бы приложений с TUI-интерфейсом. И если заглянуть в эту «кроличью нору», многое встаёт на свои места. Такой подход прекрасно работает, например, если надо проверить электронную почту. В этой статье мы сделаем это, не отрывая глаз от SSH-сессии с Raspberry Pi. Но вначале небольшой экскурс в историю.

Читать далее
Всего голосов 36: ↑32 и ↓4 +28
Комментарии 0

Последняя барахолка в 2023 году: GeForce 9600 GT, клавиатура от Apple и винтажные радиолы

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 7.1K


Привет, Хабр! Это первый мой пост в новом году, но фотографии в нем — из 2023, дело в том, что сразу перед праздниками я успел посетить барахолку (напомню, она под Валенсией), а вот рассказать об этом — нет. Но подобный материал не устаревает, так что публикую сейчас. Как всегда, артефакты на блошином рынке были интересными, попалось и пара-тройка загадочных штук, предназначение которых, как обычно, попробуем угадать в конце статьи. Что же, поехали.

Читать дальше →
Всего голосов 43: ↑41 и ↓2 +39
Комментарии 25

AI-генераторы порно фото: этика, тренды и законодательство

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 63K
image

В последнее время, AI-генераторы порно фото стали частью большого обсуждения в сфере искусственного интеллекта, и порно индустрия не исключение. Интерес к этой теме растет, как и количество споров вокруг неё.

AI-генераторы порно фото — это программы, использующие алгоритмы машинного обучения для создания реалистичных изображений. Они могут генерировать фото, которые кажутся настоящими, но на самом деле являются продуктом алгоритма.

AI использует обширные базы данных изображений для обучения, а затем, основываясь на этом обучении, создает новые изображения. Это может включать и порно фото, что и вызывает этические дискуссии.
Читать дальше →
Всего голосов 88: ↑80 и ↓8 +72
Комментарии 247

Press F. Что из мира IT мы потеряли в 2023 году

Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 32K

2023 год стал годом больших технологических достижений. Мы стали свидетелями роста популярности ChatGPT и других моделей генеративного искусственного интеллекта, Apple наконец-то выпустила свою долгожданную гарнитуру XR — Vision Pro, Sony выпустила новый контроллер Access для PS5, было открытие Сферы в Лас-Вегасе и много других инноваций в роботехнике, энергетике, 3D-печати, производстве электроники и в области квантовых компьютеров. Но ничто не вечно, особенно в Кремниевой долине. И пока одни празднуют успехи, есть продукты и услуги из мира IT, для которых год был не просто неудачным, а фатальным.

Время идёт, и корпоративные приоритеты меняются. Продукты и услуги регулярно выходят из строя, причем многие без всякого ажиотажа. Здесь список тех, которые потерпели последний крах в 2023 году. В этом списке есть технологии, которые прожили долгую и здоровую жизнь, те, которые ушли в расцвете сил, а также те, которые были сняты с производства или отключены, потому что вообще остались незамеченными.

Читать далее
Всего голосов 65: ↑59 и ↓6 +53
Комментарии 35

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Приёмо-сдаточные на краю земли

Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 5.1K

Никогда не знал, как начинать рассказы о командировках, чтобы и оставить интересные моменты и не выдать секретные секреты, но даже если было это очень давно и не правда, то некоторые моменты придется опустить, имена поменять, а названия городов забыть. Возвращаясь из командировки в город К-ск, еще в поезде команда получила от директора смс, что через неделю едем в другую, что называется только заскочить домой повидаться с семьей. Сплоченной разными командировками группе ездовых котов не доводилось еще бывать восточнее Байкала, но этот раз в поисках восхода, запаха моря и подписей высокого начальства после приемо-сдаточных испытаний предлагалось отправиться на самый край земли - манящий своей загадочностью Сахалин.

Ноги, крылья... главное хвост!
Всего голосов 46: ↑45 и ↓1 +44
Комментарии 9

Что дарили гикам прошлого: обзор рождественских каталогов электроники

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 8.3K

Сегодня мир технологий предлагает нам огромный выбор различных гаджетов, которые мы можем заказать буквально в один клик. Однако даже 40 лет назад выбор приставки или даже целого компьютера могла обойтись без похода в магазин — для этого существовали каталоги.

Предлагаем немного окунуться в прошлое и посмотреть, какую электронику предлагали каталоги в 70-х, 80-х и 90-х годах прошлого века.

Осторожно: много картинок!

Читать далее
Всего голосов 27: ↑26 и ↓1 +25
Комментарии 17

Статистика по Linux за 2023

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 35K

Навеяно одним из недавних постов, тут, на Хабре.

Давайте кратко, тезисно, и со своими субъективными комментариями пробежимся по текущим статсам...

Подведём, так сказать, итоги
Всего голосов 67: ↑66 и ↓1 +65
Комментарии 222

IDE, которые были у нас 30 лет назад… и которые мы потеряли

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 62K
Я учился программировать в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Тогда я не совсем понимал, что я делаю и почему инструменты, которые я использовал, были впечатляющими, учитывая ограничения имеющегося у нас железа. С годами я приобрел больше знаний, и теперь мне очень интересно взять в руки DOSBox, чтобы заново испытать те программы и сравнить их с нынешним положением дел.

image
Читать дальше →
Всего голосов 131: ↑124 и ↓7 +117
Комментарии 426

Что такое сцена…

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 10K

Все мы привыкли считать, что в Интернете найти можно все. «Где бы почитать новости? — Зайди на lenta.ru», «Где достать программу для распознавания текста? — А–а, тебе нужен Finereader, слей из инета», «Где бы достать свежий фильм? — Зарегистрируйся в торрентах и качай». Пребывая в гуще сети никто из нас уже не задумывается над тем, откуда все это берется. В самом деле, почему свежевышедшая игра уже доступна в интернете и работает без установочного диска, хотя разработчики защитили свой продукт последней версией StarForce? Каким образом на горбушке продают DVD, если фильм только сегодня выходит в США? Все это покрыто тайной для обычного обывателя, а в СМИ общеупотребимым стало абстрактное слово «пиратство».

Кто же руководит этим черным царством и почему мировые корпорации давно не уничтожили оплот анархии на корню? Между тем, лишь немногие знают, что люди, из под чьих рук выходят crack'и к последним играм (да и сами образы игр), записи свежих фильмов и музыки, занимаются этим совсем не ради денег. Они именуют себя Сценой, одним из самых закрытых и законспирированных онлайн–сообществ, настоящим андеграундом Интернета. И отношение к нынешним «пиратам» они имеют весьма отдаленное, более того, презирают их и клеймят последними словами. Т.к. Сцена существует по большей части на энтузиазме членов сообщества и уважении ее членов друг к другу.

Читать далее
Всего голосов 47: ↑41 и ↓6 +35
Комментарии 50

Я счастлив, что больше не веб-разработчик

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 68K

Я написал своё первое одностраничное веб-приложение на Javascript в 2005 году, сразу после того, как узнал о XMLHttpRequest и до появления серьёзных фреймворков. Я оставил профессиональную веб-разработку примерно в 2009 году (а начал её в 1997 году с WebObjects), а последний десяток лет своей карьеры занимался мобильными.

Сегодня я смотрю на мир веб-разработки, и меня поражает его безумие. Существует так много фреймворков для веба, и каждый день появляются новые. Для создания веб-приложения (в отличие от веб-сайта, например, моего сайта про искусство, который сгенерирован статически и содержит лишь немного Javascript), часто требуются кучи инструментов и технологий, часто меняющихся с большой частотой и содержащих бесконечные объёмы других технологий, о существовании которых мы и не подозреваем (о, смотрите-ка, в папке пакета две тысячи файлов).

Javascript — ужасный язык, никогда не задумывавшийся для чего-то подобного, но, как ни странно, ставший популярным, потому что он всегда был под рукой. Потрясающе, какой объём инноваций затрачен на построение современной вселенной веб-разработки, несмотря на достаточно шаткий фундамент, на котором она основана.

Читать далее
Всего голосов 105: ↑90 и ↓15 +75
Комментарии 183

Графика древности: палитры, часть 2/2

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 26 мин
Количество просмотров 8.4K

В предыдущей части цикла статей мы рассмотрели историю эволюции палитр в цветной компьютерной графике домашних компьютеров и игровых консолей, а также причины, почему они оказались именно такими и содержали те или иные цвета. Однако тема палитровой графики ещё не исчерпана. Сегодня поговорим про множество других интересных вещей: программируемые палитры и экономию памяти, палитровые анимации и визуальные эффекты, проблемы цветопередачи, обход ограничений на количество цветов, таинственный «артефактинг» и особенности рисования палитровой графики.
Читать дальше →
Всего голосов 105: ↑105 и ↓0 +105
Комментарии 19

Вклад авторов