Как стать автором
Обновить
228.07

История IT

Занимательные истории из прошлого

Сначала показывать
Период
Уровень сложности

Программисты всё вымирают и вымирают

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 122K

Да вымереть не могут.

Откуда это всё пошло? Чем так условные «программисты» не угодили? И почему именно программисты?

Читать далее
Всего голосов 397: ↑385 и ↓12 +373
Комментарии 583

Новости

Советский фрикинг. Были ли телефонные фрикеры в СССР?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 17K

В жизни порой случаются удивительные совпадения. Прошлым летом я расслаблялся с коктейлем под пальмой на берегу тёплого моря, наслаждаясь книгой «Ghost in the Wires», когда в новостях сообщили о внезапной смерти её автора — Кевина Митника. И я задумался: а существовали ли во времена, о которых Кевин рассказывал в своей книге, телефонные фрикеры по другую сторону океана — в Советском Союзе?
Читать дальше →
Всего голосов 184: ↑183 и ↓1 +182
Комментарии 119

Made at Intel. Эпилог

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 28K

Несколько дней назад я закончил последнюю главу саги Made at Intel. Напоследок хочу поделиться с вами несколькими мыслями, посетившими меня по ходу ее написания. Они обращены в прошлое, настоящее и немного в будущее.

Читать далее
Всего голосов 179: ↑175 и ↓4 +171
Комментарии 31

Советский UNIX. Как в СССР ковали собственную операционную систему

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 40K

На рубеже 70-х и 80-х годов ХХ столетия UNIX набирал популярность не только в академических кругах, но также активно внедрялся в различные бизнес-процессы коммерческих предприятий. Портируемость, простота архитектуры и широкие возможности ОС привели к появлению у этой платформы целой армии верных поклонников. Однако «юних» — это у них. А что у нас? В Советском Союзе имелись свои талантливые инженеры и программисты, которые пытались создавать собственные версии операционных систем, во многом вдохновлённые идеями и архитектурой UNIX. И некоторые из этих проектов оказались вполне успешными. А самым успешным среди них стала ОС ДЕМОС.
Читать дальше →
Всего голосов 164: ↑158 и ↓6 +152
Комментарии 152

Истории

Как снимали Терминатор 2 и почему он актуальнее, чем кажется

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 64K

Не знаю, с какого фильма вы начали смотреть VHS кассеты дома. Но когда у нас появился первый видеомагнитофон (даже не купленный, а выменянный у соседа), отец побежал на барахолку, нашел и притащил несколько кассет. Как сейчас помню, это были «Бетховен», «Змея в тени орла» и «Терминатор 2: Судный день». Как думаете, что выберет юный неокрепший ум, глядя на картинки с огромной псиной (хотя фильм очень добрый и клевый), каким-то китайцем (прости, Джеки Чан — я люблю тебя) и крутым мужиком в кожанке и с пушкой?

На кассетах еще были заботливо кем-то наклеены бумажки не просто с названием, а с кратким содержанием фильма. Это было что-то очень смешное, что сейчас мог бы выдать условный ChatGPT. Но тогда рассказ про киборга, возвращающегося в прошлое и пытающегося спасти будущего спасителя человечества — простите, что? Папа, включай поскорее — уже хочу увидеть кошмарное качество и незабываемый перевод Андрея Гаврилова. 

В общем, лично для меня Терминатор 2 стал первым фильмом, который я увидел на VHS. И после него мир уже не был для меня прежним. Потом еще были оба «Хищника» и первые две части «Чужих» — это вот мое детство. 90-е, было реально тяжело, но я пересматривал фильмы и буквально уносился в неведомые миры, где вместе с героями сражался с монстрами и киборгами. 

Ну да ладно, от слов к делу. Давайте посмотрим, как его снимали и почему он стал реально культовым не только у меня во дворе.  

Мне нужна твоя одежда и мотоцикл!
Всего голосов 163: ↑157 и ↓6 +151
Комментарии 211

Made at Intel. Притчи

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 23K

Так получилось, что, наверно, лучшее время из моей более чем 20-летней карьеры в Интел я провел в Developer Relations Division — DRD (2005–2013). В его задачу входила работа с производителями софта по всему миру и отчасти поддержка продаж. Моим непосредственным начальником в тот момент был Пареш Г. Паттани, а его — ХрИстос Георгиопулос. Этот занятный персонаж уже встречался нам здесь. Христос был этническим греком, но довольно нетипичным — высоким, светловолосым и голубоглазым. До Интел успел поработать в CERN в области ядерной физики. Несколько раз бывал на конференциях в России и кое-что разбирал по‑русски. Фраза «Зовите меня просто ХристОс» сказанная на языке Гоголя и Достоевского всегда приводила нас в восторг. Обладал хорошим и тонким чувством юмора. Даже я (отнюдь не самый скучный парень) понимал далеко не все его шутки. Но также, он достаточно глубоко мыслил, и я много чего у него набрался. Все мы тогда очень неплохо ладили — это время осталось у меня в памяти некоторым количеством веселых и поучительных историй. Некоторые из них я приведу в этой главе.

Читать далее
Всего голосов 156: ↑153 и ↓3 +150
Комментарии 21

Почему поиск по фото у Google и Apple не способен найти обезьян

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 43K

В мае 2015 года Google выпустила отдельное приложение «Фотографии». Люди были поражены тем, что оно способно анализировать изображения, разбирать их на детали, а потом маркировать людей, места и вещи. Даже переводить текст!

Была только одна проблема. Google внедрил «категоризацию фотографий» — все фотографии автоматически размечались и организовывались в папках на основании того, что на них было. И через пару месяцев 22-летний программист-фрилансер Джеки Альсине обнаружил, что все фотографии, на которых был изображен он и его девушка, оба чернокожие, были помечены как «гориллы». Причем если на фотографиях был виден белый человек или человек со светлой кожей, Google маркировал их правильно — например, «выпускной» или «поход в бар». М-да.

История сразу разгорелась в Твиттере. После шквала негатива Google поклялась больше не позволять своему приложению классифицировать каких-либо людей как «горилл» и пообещала решить эту проблему. Восемь лет спустя — эта история, оказывается, всё еще не затухла, и влияет на развитие современных ИИ больше, чем можно было бы ожидать.

Читать далее
Всего голосов 158: ↑152 и ↓6 +146
Комментарии 301

Крушение Intel продолжается

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 83K
В 2020 году только ленивый не пинал компанию Intel за то, что Apple в итоге отказалась от их услуг и начала разработку собственного процессора M1. Тогда это называли крушением компании — и вполне обоснованно.

Но теперь, спустя три года, можно с уверенностью сказать: американский технологический гигант не достиг дна с уходом Apple, а только продолжает исследовать глубины собственного падения. Ведь из статуса гегемона, компании, которая определяет вектор технологического развития человечества, Intel превратилась в компанию-производителя, которая с трудом отбивается от конкурентов, теряет рынки и направления, а в сферах, что стали центральными — вовсе имеет роль догоняющего. Но в какой момент что-то пошло не так? И что сгубило гордого американского гиганта, который насаждал свою волю и видение будущего на протяжении двух десятилетий?

Читать дальше →
Всего голосов 155: ↑144 и ↓11 +133
Комментарии 352

Калькуляторы с обратной польской нотацией

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 13K

На хабре уже многократно проскакивали статьи и переводы о калькуляторах с обратной польской нотацией. Раньше я не придавал им большого значения, пока на глаза не попался перевод статьи «Мягкое знакомство с дополнительным кодом», где фигурировал программистский калькулятор HP-16C. Что сподвигло меня разобраться, что за зверь такой «обратная польская нотация» или reverse Polish notation (далее по тексту RPN).

Искра, буря, безумие… Спешно поставив эмулятор HP-16C на телефон, я полез искать калькуляторы с поддержкой RPN, попутно скупая найденные экземпляры. В этой статье хочу поведать о четырёх редких! экземплярах, которые мне удалось найти на отечественных досках объявлений, и дать некоторые рекомендации тем, кто решит прикоснуться к удивительному миру программируемых калькуляторов.
Читать дальше →
Всего голосов 133: ↑132 и ↓1 +131
Комментарии 80

Реверс-инжиниринг электромеханического компьютера с самолёта-истребителя

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 22K

Определить скорость полёта и высоту самолёта-истребителя сложнее, чем можно представить. При низких скоростях высоту, скорость полёта и другие «воздушные данные» можно рассчитывать по показаниям давления. Но когда самолёт близок к скорости звука, для точного вычисления этих значений требуются сложные уравнения.

В истребителях F-101 и F-111, в бомбардировщике B-58 ВВС США эту задачу решал Bendix Central Air Data Computer (CADC)1.

[1. Мне не удалось найти полный список самолётов, в которых использовался CADC. Судя по различным источникам, он применялся в F-86, F-101, F-104, F-105, F-106, F-111, а также в бомбардировщике B-58.]

Это электромеханическое чудо техники было реализовано на основе лучших технологий 1955 года: шестерней, кулачков, сельсинов и магнитных усилителей. В этом посте я загляну внутрь CADC, расскажу о выполняемых им расчётах и объясню, как он производил эти расчёты механически.
Читать дальше →
Всего голосов 133: ↑130 и ↓3 +127
Комментарии 43

Размышления о 18 годах работы в Google

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 59K

Деградация культуры Google в конце концов станет необратимой, потому что люди, которые нужны вам в качестве морального компаса - это те же самые люди, которые не приходят в организацию без этого самого морального компаса.

Читать далее
Всего голосов 130: ↑128 и ↓2 +126
Комментарии 126

Графика древности: палитры, часть 1/2

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 21 мин
Количество просмотров 14K

Хотя пиксельная графика прошлых лет полна нюансов, несомненно, одной из её главнейших характеристик, наряду с разрешением, является палитра — ограниченный набор цветов, которым нарисовано пиксельное изображение. Уникальное сочетание цветов, доступное на отдельно взятом старом компьютере или игровой приставке, часто позволяет даже беглым взглядом отличить графику для одной платформы от другой. Техники работы с палитрами и подбор оттенков также являются визитной карточкой многих пиксельных художников прошлого и современности. Но палитра — это не просто случайный набор цветов. Это результат технических ограничений и инженерных решений, в результате которых родились необычные техники рисования, анимационные спецэффекты, и особая визуальная эстетика.
Читать дальше →
Всего голосов 128: ↑127 и ↓1 +126
Комментарии 38

Наследие Windows XP: загадка title.wma

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 22K

Старые операционные системы и приложения до сих пор способны удивлять. За каждым файлом порой скрывается целая история. Кто реальный автор демоигры Pinball Space Cadet и правда ли обои рабочего стола Bliss («Безмятежность») были сняты в округе Сонома, штат Калифорния?

Подобные вопросы чаще всего превращаются в увлекательные исследования для любого цифрового археолога. В этой статье мы бы хотели рассказать короткую историю о том, как был найден настоящий автор музыкального файла title.wma, более известного как Windows XP Welcome Music.

Читать далее
Всего голосов 129: ↑127 и ↓2 +125
Комментарии 40

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Изобретение неодимового магнита: как Масато Сагава и Джон Кроат изменили современный мир

Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 33K

Неодимовые магниты сейчас с отрывом самый распространённый тип постоянных магнитов, занимая порядка 95% всего мирового рынка. Правда, они не просто неодимовые — это сплав редкоземельного металла неодима, бора и железа (полная формула Nd2Fe14B).

Появление этой технологии в 80-х годах буквально перевернуло промышленность: начиная от приводов CD-проигрывателей или HDD накопителей, заканчивая серводвигателями, шаговыми двигателями и МРТ аппаратами. В ближайшие несколько лет ожидается, что объём продаж неодимовых магнитов перевалит за 20 млрд долларов в год, во многом за счёт массового перехода на электромобили.

В успехе неодимовых магнитов нет ничего странного: при небольшой стоимости и размере они обладают огромной коэрцитивной силой и остаточной намагниченностью. Кто покупал их в упаковках, знает, что отлепить неодимовые магниты друг от друга — не самая простая задача.

Но с историей их открытия не всё так однозначно, и об этом до сих пор идут споры. Давайте посмотрим, как два человека, работая на противоположных уголках Земли, совершили революцию независимо друг от друга.

Читать далее
Всего голосов 125: ↑125 и ↓0 +125
Комментарии 115

Made at Intel. Окаянные дни – окончание

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 24K

Приступаем к последнему акту драмы Made at Intel. Эта глава будет целиком посвящена «моровому поветрию» под названием ACT. Он случился в 2016-м спустя ровно 10 лет после SETa. Но если SET можно назвать трагедией, то ACT больше напоминает фарс. При этом фарс безумно дорогостоящий и поломавший множество человеческих судеб...

Читать далее
Всего голосов 130: ↑126 и ↓4 +122
Комментарии 33

AMD — вечная канарейка Intel

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 43K
Если прямо сейчас посмотреть на рынок процессоров, то может сложиться обманчивое впечатление, что AMD на равных конкурирует за место под солнцем с компанией Intel. Кто-то может посчитать, что так было всегда. Реальность же заключается в том, что если Intel всю свою историю колебалась между полной гегемонией и просто доминированием на рынке процессоров для персональных компьютеров и серверов, то AMD в хорошие моменты своей истории была строго второй, а в плохие — находилась буквально при смерти.

Предыдущий текст о крушении Intel можно было бы ошибочно воспринять как оду AMD, но на самом деле основной упор там делался на ошибках самой Intel. AMD же просто воспользовалась заносчивостью и слабостью «синего» гиганта в последние пять-семь лет. При этом у самой AMD проблем хватает с лихвой, а провалов, ошибок и просто спорных решений руководство компании принимало едва ли не больше, чем все прочие производители вместе взятые. По сути же, AMD — главная канарейка Intel, которая безошибочно сигнализирует о проблемах старшего брата, без какой либо надежды поменяться с ним местами. Просто потому что AMD не может существовать без Intel по определению, так уж исторически сложилось. И сейчас мы объясним, почему.


Читать дальше →
Всего голосов 132: ↑127 и ↓5 +122
Комментарии 176

10 самых влиятельных (и почти мёртвых) языков программирования

Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 49K

Гиллель Уэйн*, разработчик и консультант по формальной верификации, обратил внимание на статью «20 наиболее значимых языков программирования в истории», которую сам автор называет «нелепой, только что придуманной таблицей». По мнению Уэйна, эта характеристика вполне справедлива: автор таблицы называет Go «наиболее значимым», но не включает в список ALGOL, Smalltalk или ML. И не учитывает Pascal, потому что тот «почти мёртв». Абсурд! Это противоречит всей сути понятия «значимость в истории».

Так давайте обсудим некоторые «почти мёртвые» языки и причины их важности.

Дисклеймер: Да, не все из этих языков мертвы и забыты. Ведь большинство людей слышали о Smalltalk, правда? Также, скорее всего, в этой статье полно ошибок, ведь их легко допустить, когда вы анализируете 60-летнюю историю компьютерных вычислений. Не стесняйтесь возражать, если что-то заметите!

Дисклеймер 2: Да, некоторые из упомянутых здесь языков были «первыми изобретёнными», а другие — «первыми популярными». История — это сложно!

*Обращаем ваше внимание, что позиция автора может не всегда совпадать с мнением МойОфис.

Читать далее
Всего голосов 126: ↑123 и ↓3 +120
Комментарии 469

Как я компьютер «Радио 86-РК» настраивал

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 15K

Всем привет! Расскажу вам о том, как я собирал (и тут же ремонтировал) ретро-компьютер на базе Радио86-РК. Данной разработке через некоторое время исполняется четвёртый десяток! А процессору Intel 8080, на базе которого она сделана - все 50 лет. По ходу дам пояснения, как можно собрать аналогичное изделие, сколько оно стоит (по состоянию на 2023 год), с какими проблемами я столкнулся.

Приступим!

Читать далее
Всего голосов 120: ↑119 и ↓1 +118
Комментарии 50

IDE, которые были у нас 30 лет назад… и которые мы потеряли

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 62K
Я учился программировать в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Тогда я не совсем понимал, что я делаю и почему инструменты, которые я использовал, были впечатляющими, учитывая ограничения имеющегося у нас железа. С годами я приобрел больше знаний, и теперь мне очень интересно взять в руки DOSBox, чтобы заново испытать те программы и сравнить их с нынешним положением дел.

image
Читать дальше →
Всего голосов 131: ↑124 и ↓7 +117
Комментарии 426

Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 1/2)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 25 мин
Количество просмотров 9.1K

Сегодня, когда любой школьник имеет возможность сочинять модные биты на своём домашнем компьютере или смартфоне, идея применения компьютерных устройств для создания музыки никого не удивляет. Кажется, что эти технологии с нами уже очень давно. Однако, массовому пользователю возможность составления мелодий из фрагментов реалистичных звуков на компьютере стала доступна лишь немногим больше четверти века назад. Поговорим о том, как это устроено, о первых шагах цифровых музыкальных редакторов в дома обычных людей, и о неожиданной запинке, приключившейся на этом пути в странах запаздывающего технического прогресса.
Читать дальше →
Всего голосов 118: ↑117 и ↓1 +116
Комментарии 76

Вклад авторов