Как стать автором
Обновить
228.07

История IT

Занимательные истории из прошлого

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Ретроспективный взгляд на развитие микропроцессоров CISC, RISC, MIPS, ARM

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 21 мин
Количество просмотров 7.8K

С момента разработки первой в мире интегральной схемы в 1959 году прошло несколько десятков лет. Все эти годы аппаратные реализации вычислительных устройств, словно древние организмы «Мезозойской эры», претерпевали многочисленные изменения.

Они эволюционировали под «давлением» разума своих создателей — ученых и инженеров, перебирающих десятки вариантов технических решений и стремящихся найти наиболее эффективную реализацию, унифицировать и оптимизировать вычисления.

В итоге это привело к тому, что элементы аппаратной части стали превращаться в элементы программной. Программный уровень, представляющий собой определенный набор инструкций, выполняемых устройством, стал усложняться.

Потребовалась структура — простая, понятная и эффективная.

Читать далее
Всего голосов 23: ↑22 и ↓1 +21
Комментарии 18

Выдающаяся женщина в IT: история Шафриры Гольдвассер

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 4.3K


В преддверии 8 марта на Хабре принято вспоминать женщин, внесших свой вклад в развитие информационных технологий. И если об Аде Лавлейс и Грейс Хоппер написаны уже гигабайты текстов, то Шафрира Гольдвассер, удостоенная знаменитой премии Тьюринга, почему-то не попадает в подборки из цикла «самые известные женщины в IT», хотя ее вклад в криптографию и информатику в целом признается множеством авторитетных экспертов.
Читать дальше →
Всего голосов 25: ↑24 и ↓1 +23
Комментарии 9

Как SpaceX захватывает космос

Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 5.6K

Прошедший 2023 год стал успешным для компании SpaceX, которую более 20 лет назад основал Илон Маск. Под его руководством сотрудники фирмы смогли запустить на орбиту рекордное количество ракет с полезной нагрузкой. Но почему именно SpaceX смогли вырваться вперед и как обстоят дела у их конкурентов? Попробуем найти ответы на эти вопросы в статье.

Читать далее
Всего голосов 26: ↑18 и ↓8 +10
Комментарии 19

Как развивался IT-сектор Ирана в условиях санкций

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 5.4K

Уже более сорока лет Иран находится под множеством международных санкций. Несмотря на это Исламской республике удалось выстроить одну из мощнейших экономик в своем регионе, а также не приостановить свое технологическое развитие. 

Разбираемся, как страна преодолевает санкции, есть ли прогресс в технологиях (в первую очередь в IT-секторе) и каково их состояние сейчас. 

Читать далее
Всего голосов 43: ↑21 и ↓22 -1
Комментарии 27

Истории

Бигтех, о котором вы вряд ли слышали. Как локальные IT-компании подвинули Google, Amazon и других гигантов

Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 13K

Google захватил мировой рынок поиска, Amazon подмял под себя весь ecommerce, а местным онлайн-кинотеатрам сложно тягаться с Netflix? Чаще всего - да. Однако, в некоторых странах и регионах локальные tech-компании отвесили смачного пинка глобальным корпорациям. Сегодня разберем самые яркие примеры.

Читать далее
Всего голосов 41: ↑38 и ↓3 +35
Комментарии 27

Виртуальная реальность из 90-х возвращается: появился эмулятор Virtual Boy для Nintendo 3DS. Как игры выглядят сейчас?

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 3.7K

В 1993 году компания Nintendo начала разработку устройства виртуальной реальности, которое позже получило название Virtual Boy. Планировалась полноценная портативная VR-система, которая позволяет отслеживать движение головы игрока. Да и игр собирались сделать немало. К сожалению, многое пошло не так, поэтому Virtual Boy так и не стал популярным. Но игры для него были выпущены. И сейчас появилась возможность в них поиграть, причём без шлема. Подробности — под катом.

Читать далее
Всего голосов 10: ↑9 и ↓1 +8
Комментарии 9

Почему Windows настолько медленнее Linux. Расползание фич

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 55K

Время выполнения общих команд Git в Ubuntu и Windows 11 (в секундах, чем меньше — тем лучше), источник: OpenBenchmarking.org

В далёком 2013 году один из разработчиков Microsoft детально объяснил, в чём главные технические проблемы при разработке ядра Windows NT. Спустя десять лет Windows 10/11 работает на том же ядре, а многие старые проблемы так и остались нерешёнными.

Хотя в ряде задач Windows превосходит Linux, но в большинстве тестов она действительно медленнее. По словам разработчика, это отставание усугубляется, а причина «социальная». Суть в том, как организован процесс разработки, внесения изменений в ОС. Если в мире опенсорса это открытый процесс, который несёт пользу и улучшает систему, то в мире корпоративного ПО зачастую изменения вносятся по причинам эгоизма, желания продвижения по карьерной лестнице, славы и т. д. Всё это ведёт к деградации продукта.
Читать дальше →
Всего голосов 152: ↑117 и ↓35 +82
Комментарии 218

Как развивался IT-сектор Китая и почему правительство страны объявило ему войну

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 6.7K

Еще в начале 2000-х словосочетание «сделано в Китае» ассоциировалось с репликами брендов и дешевой рабочей силой. А сейчас Поднебесная занимает 12-е место в Глобальном инновационном рейтинге, обогнав Японию, Израиль и многие другие развитые страны. Чтобы добиться этого, КНР изменила подход к развитию экономики, сделав акцент на цифровизации. Результат превзошел ожидания, но у всего есть «темная» сторона. Рассказываем, как создавался IT-сектор Китая и почему он столкнулся с давлением собственного правительства.

Читать далее
Всего голосов 13: ↑9 и ↓4 +5
Комментарии 33

Табуляционные машины Германа Холлерита — вольная реконструкция

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 1.6K

Перфокартные табуляционные автоматы Германа Холлерита решали задачи обработки больших объемов данных (десятки миллионов записей) в 19-м веке, сэкономили несколько лет труда при подсчете результатов переписи США 1890-го года, быстро проникли во всевозможные организации от стальных фабрик до страховых контор, обеспечили их автору (Герману Холлериту) инженерное признание и коммерческий успех, послужили фундаментом для появления и развития компании IBM.


Здесь остановимся подробнее на технической стороне вопроса. Каким образом устройство в конце 19-го века могло решать задачи, которые принято ассоциировать с 21-м веком. Ведь в те времена люди не имели в распоряжении библиотеки Pandas и платформы Python, не было реляционных субд с языком SQL, и даже электронных компьютеров, которые могли запускать такое программное обеспечение, еще не придумали (не то, что транзисторы, электронные лампы еще не изобрели, а реле хотя уже были в ходу, никто еще не говорил о том, чтобы строить из них универсальные вычислители).


Отдельный повод сделать это именно сегодня: Герман Холлерит родился в 1860-м году 29 февраля.

Читать дальше →
Всего голосов 7: ↑7 и ↓0 +7
Комментарии 13

Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 2/2)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 31 мин
Количество просмотров 6.2K

В первой части статьи мы узнали про существование такого явления, как цифровая музыка, то есть состоящая из оцифрованных кусочков звучания реальных инструментов, на маломощных 8-битных микрокомпьютерах 1980-х годов, а затем углубились в детали этой истории в рамках горячо любимой на постсоветском пространстве платформы ZX Spectrum в реалиях 1990-х годов.

Но в то же самое время аналогичные разработки существовали и активно развивались и на других платформах, в основном на зарубежных. Конечно, будучи заморской диковиной, толком не встречавшейся в наших краях, они не столь близки читателю, и перспектива знакомиться с подробностями их истории может на первый взгляд показаться не слишком привлекательной. Тем не менее, и на этих машинах случалось множество интересных свершений, достижений и технических решений, часть из которых оказалась присуща только определённым платформам — всё это может быть довольно интересно любителям покопаться в восьми битах.

Настало время где-то узнать, а где-то вспомнить об этом поподробнее, а заодно и послушать побольше музыкальных примеров. И начнём мы не с зарубежной, а с другой, близкой многим местным компьютерным энтузиастам платформы.
Читать дальше →
Всего голосов 84: ↑83 и ↓1 +82
Комментарии 51

Что такое The Festival Floppies и причём здесь Джон Ромеро и SimCity

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 1.2K

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы найти сокровище? Люди, читавшие в детстве романы, такие как «Пираты южных морей» Говарда Пайла или «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, живо могут себе представить сокровище в виде тяжёлого деревянного сундука с металлическими полосами, набитого золотом и драгоценностями. Но в реальной жизни сокровище может иметь миллион различных воплощений, например, в виде горы дискет.

Один из посетителей компьютерного фестиваля Timonium Hamboree and Computer Festival Джош Миллер (Josh Miller) смог найти своё сокровище именно таким образом, приобретя большую пластиковую коробку с кучей 3.5” флоппи-дисков. В этой статье мы расскажем и покажем, что именно было найдено на этих дисках.

Читать далее
Всего голосов 30: ↑29 и ↓1 +28
Комментарии 3

Костыли из 90-х и принцип HTML First

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 13K

Кадр из презентации Frontmania 2022: Kilian Valkhof — Stop using JavaScript for that

Недавно на Хабре публиковался перевод статьи «Вам не нужен для этого JavaScript» с примерами, где код JS легко заменить на HTML.

На самом деле возврат к основам HTML, простым сайтам и читаемому коду без сложных фреймворков — довольно популярная идея. Сейчас всё больше сайтов создаётся по принципу HTML First.
Читать дальше →
Всего голосов 84: ↑80 и ↓4 +76
Комментарии 37

Почему у нас нет летающих машин?

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 6.8K

Летучие авто (a.k.a. пассажирские дроны) давно придуманы. Корпорации и стартапы перодически выкатывают разные прототипы. Однако, мы все еще не можем вызвать дрон, чтобы отправиться на работу или свидание. Сегодня разберем, почему развитие одного из самых ярких видов транспорта идет тяжелее, чем хотелось бы техноэнтузиастам.

Читать далее
Всего голосов 24: ↑22 и ↓2 +20
Комментарии 80

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

«Сделано в СССР». Неожиданное продолжение

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 12K

Именно так начиналась моя статья посвященная музею «Сделано в СССР», который я открыл для себя в городе Чебоксары. Надо сказать, что в советский период г. Чебоксары был одним из ведущих центров электротехнической промышленности, который берет своё начало в грозном 1941 году. Именно в 1941 году в город Чебоксары с началом Великой Отечественной войны были эвакуированы цеха Харьковского электромеханического завода (ХЭМЗ) и Ленинградского завода «Электрик», которые и стали основой Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗ). В период своего расцвета ЧЭАЗ имел две производственных площадки в городе, фактически два огромных завода. К сожалению, сегодня осталась только одна площадка, вторая. Первая площадка, с которой и начинался ЧЭАЗ, сегодня переоборудована в офисное здание. Позже появился Чебоксарский завод электроизмерительных механизмов (ЧЗЭИМ), Чебоксарский электромеханический завод, завод «Чувашкабель».

Читать далее
Всего голосов 115: ↑85 и ↓30 +55
Комментарии 227

webOS возвращается к жизни в лице LuneOS. Что происходит и чего ждать от операционной системы

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 4.7K

Начало 2024 года ознаменовалось возрождением сразу нескольких забытых проектов. Один из них — Damn Small Linux, о котором мы недавно писали. Теперь ещё и webOS, правда, в лице своего форка, получившего название LuneOS. Эта операционная система получила первое обновление примерно за четыре года. Подробности о том, что теперь представляет собой эта ОС, — под катом.

Читать далее
Всего голосов 23: ↑22 и ↓1 +21
Комментарии 11

Как родились названия популярных языков программирования?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 11K

Истории некоторых языков известны, другие меньше. Одни были названы согласно правилам корпоративного нейминга, другие были плодом долгого творчества команды, а третьи названия взяты с потолка. В этой статье я собрал забавные истории появления некоторых из них.

Читать далее
Всего голосов 23: ↑16 и ↓7 +9
Комментарии 18

Опальный миллиардер: история основателя Alibaba Джека Ма

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 4.3K

История жизни основателя Alibaba, Джека Ма, начинается в городе Ханчжоу, что в китайской провинции Чжэцзян, где он родился 10 сентября 1964 года. Его настоящее имя — Юнь, но его прозвали Джеком туристы, которым было сложно произносить китайское имя будущего миллиардера. 

Читать далее
Всего голосов 16: ↑14 и ↓2 +12
Комментарии 5

Sega: история успеха на аркадном рынке (часть 1)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 4.3K
image

Сейчас Sega известна любому геймеру. А уже в далёкие восьмидесятые японская корпорация была одной из самых крупных компаний, создававших инновационные тайтлы. Без того, что создала Sega тогда на аркадном рынке, не было бы и развития как этого самого рынка, так и развития игр для домашних систем. В этом материале – о самых интересных аркадных играх от Sega, выпущенных в восьмидесятых!
Читать дальше →
Всего голосов 44: ↑42 и ↓2 +40
Комментарии 1

Легендарные процессоры 8-битной эпохи

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 8.2K

Целое поколение писало свои первые программы на 8-битных системах. Эти системы 1970-х и начала 1980-х годов впервые сделали компьютеры доступными практически всем. Это было время формирования людей, которые позже посвятили свою карьеру компьютерам, и многие из них сыграли ключевую роль в развитии компьютерных технологий.

Эта ностальгия во многом объясняет неувядающий энтузиазм в отношении 8-битных систем.

Однако я считаю, что наряду с обычной ностальгией существует и множество других причин такой любви к «8-битности». Современные системы гораздо более мощны и функциональны, но получив эту мощь, мы и кое-что потеряли. С точки зрения того, кого интересует работа компьютера на низком уровне и желающего программировать на этом уровне, эти системы имеют множество привлекательных сторон.

Читать далее
Всего голосов 34: ↑32 и ↓2 +30
Комментарии 23

70 лет Сиду Мейеру — величайшему создателю игр

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 9.4K


Бывают игры, а бывают — Игры. Они остаются с нами на долгие годы, обретают верных почитателей, о них с теплотой вспоминают даже спустя много лет. С одной из таких игр я впервые познакомился в 1992 году, и могу сказать, что иногда нет-нет, да и поигрываю в ее современное переиздание, уже давно превратившееся в целую вселенную. 24 февраля создателю этой вселенной под названием «Цивилизация», Сиду Мейеру, исполняется 70 лет.
Читать дальше →
Всего голосов 49: ↑48 и ↓1 +47
Комментарии 8

Вклад авторов