Демосцена
Киберкультура
Disс Error
Внимание!
Не судите особо строго графоманию автора, он никогда не занимался ничем подобным, и хорошо, если в год читает хоть одну художественную книгу. Извиняюсь за не очень хорошее умение пользоваться русским языком, бесконечные «я» и т.д.
Данный «рассказ» был рожден мной в реалтайме(отрывок за отрывком) в /b/кто знает тот поймет:)
Была спокойная летняя ночь, родители были на даче, а я в одиночестве перепроходил любимые игры. Есть что-то романтичное в таких посиделках в полном одиночестве, и нет, позвать друзей не вариант — пропадет та самая атмосфера.
Когда на часах было около трех ночи, я решил все-таки сходить в магазин за полуфабрикатами, готовить было лень, но и голодным сидеть тоже не хотелось. Выйдя на улицу, я почувствовал приятную ночную свежесть, небольшой ветерок дул в лицо, а на небе мерцали едва видимые за дымкой звезды. Эх, как жалко что магазин находится в двух шагах и это приятное мгновение нельзя продлить на долго…
В магазине мой выбор пал на нагетсы, которые за практически истечение срока годности продавали за полцены — мелочь, а приятно — сказал про себя я. Возвращаясь назад, я сново окунулся в атмосферу ночи, в этот момент кажется что ничего не может быть круче, такой казалось бы простой вещи.
Зайдя в подъезд, я увидел, точнее напротив, что лампочка, за время моего путешествия перегорела, пришлось достать свой старенький Optimus One на таком же старом Android 2.3. Приближаясь к своей двери, я запнулся о какую-то, старую и пыльную, коробку с надписью «Синклер совместимый компьютер 512к». Стало любопытно, что это за такой «Синклер» и что там, с чем совместимо, оглядевшись по сторонам и убедившись что никого рядом нет, я поднял довольно увесистую коробку и занес ее домой.
Первые состязательные 3D-примеры для обмана нейросетей
Напечатанная на 3D-принтере черепаха распознаётся нейросетью как черепаха (зеленый контур), винтовка (красный контур) или как другой объект (чёрный контур)
Давно известно, что небольшие целенаправленные изменения в картинке «ломают» систему машинного обучения, так что она классифицирует совершенно другое изображение. Такие «троянские» картинки называются «состязательными примерами» (adversarial examples) и представляют собой одно из известных ограничений глубинного обучения.
Работают они просто: нужно сделать градиентное восхождение в пространстве входных данных для генерации образцов, которые максимизируют предсказание класса для заданного класса. Например, если взять фотографию панды и добавить градиент «гиббон», мы заставим нейросеть классифицировать эту панду как гиббона. Черепаху можно выдать как винтовку (см. иллюстрацию вверху). Кот превращается в холодную закуску гуакамоле (см. под катом) — неважно. Любой объект превращается в любой другой для в глазах машинного интеллекта, потому что у ИИ особая система «зрения», отличная от человеческой.
Automatic For The People: вспоминаем легендарный альбом R.E.M
Перед выходом переиздания
Пластинка (или, точнее, пластинки) выйдут 10 ноября в формате Dolby Atmos. Четырехдисковое делюкс-переиздание альбома R.E.M «Automatic For The People» приурочено к его 25-летию.
Кроме классического альбома в делюкс-версию войдут 20 демо-треков (например, давно ожидаемые «Devil Rides Backwards» и «Mike's Pop Song»), запись концерта «Live at the 40 Watt Club 11/19/92» (единственное живое выступление группы в 1992 году) и 60-страничный буклет с фотографиями группы, никогда не публиковавшимися ранее, сопровожденными интервью участников группы. Выйдет и версия на 180-граммовом виниле.
Ранее группа выпустила семь юбилейных переизданий своих предыдущих альбомов.
Мы решили, что это хороший повод вспомнить интересные факты о популярном альбоме легендарной группы и вспомнить, как технология Dolby Atmos используется в персональном аудио.
Истории
Нейросеть выполняет 3D-реконструкцию лица по фотографии
Некоторые результаты применения метода VRN — Guided на изображениях из набора AFLW2000-3D
В интернете есть ряд стартапов, в том числе российские, которые занимаются восстановлением 3D-структуры лица по фотографиям. Например, VisionLabs со своим приложением Face.DJ умеет выполнять 3D-реконструкцию по единственной фотографии. Такая трансформация (3D-моделирование по фото) имеет практический смысл. После создания модели появляется возможность, например, изменить причёску, примерить очки, отрастить бороду и т. д. Технология может использоваться в системах проверки и распознавания лиц.
Но теперь бизнес подобных стартапов под угрозой: их работу легко выполняет новая нейросеть VRN (Volumetric Regression Network), которую выложили в открытый доступ на GitHub. Прямо на сайт вы можете загрузить свою или любую другую фотографию — и нейросеть осуществит преобразование в онлайне за несколько секунд (демо).
Космическая демосцена: Вселенная умещается в 64 килобайта
Демосцена всегда поражала воображение. В 1994, 2004, 2017 годах разработчики снова и снова всех удивляют, превращая файл размером 64 килобайта в нечто немыслимое. Демо стало не просто асаной, из которой программист выжимает максимум возможностей своего компьютера и собственных скиллов, а превратилось в отдельный вид киберискусства.
Современные демки откололись от континента прочих субкультур (где-то на берегу остались представители оверклокинга) и дрейфуют в одиночестве. Они не гимн возможностей компьютерной техники, а ding an sich selbst betrachtet — метафизическая вещь в себе, которая может быть фрагментом игры, аниме или трейлером фильма-катастрофы.
А еще демо может быть о космосе и это, вероятно, самый подходящий формат. Чтобы исследовать пространство и воочию наблюдать космологические модели, достаточно всего 64K. Сгенерированное изображение смешивает элементы геймдизайна, кинематографа и программирования в синхронизированный аудиовизуальный коктейль, который затянет вас в процесс отрешенного созерцания межгалактических чудес.
256 байт intro «Springs» для компьютера Vectrex
Чем (среди прочего) мне нравится демосцена, так это тем что, приступая к работе, понятия не имеешь, что в итоге получишь. Среди нескольких идей, что именно написать, конкретно вот этой не было точно. Две были отброшены потому, что изображение на эмуляторе и реальном Vectrex'e слишком уж отличалось — после каждой сборки заливать всё это в эмулятор ПЗУ и перетыкать его в Vectrex чтобы посмотреть, что получилось — нереально.
Третью идею я было начал реализовывать, но уже в процессе увидел, что сделать такое красиво в 256 байт — слишком сложно. Но, в процессе что-то там переглючило и напомнило пружину. Вот эту идею я, в итоге, и развил:
Нейросеть сочинила стихи в стиле «Нирваны»
Год назад «искусственный интеллект» от «Яндекса» сочинил стихи в стиле Егора Летова, которые затем наложили на музыку в стиле группы «Гражданская оборона». Это был первый музыкальный опыт «Автопоэта», разработанного в компании ещё десять лет назад. С 2006 года он попробовал себя в сочинении стихов под Пушкина, стихов на основе поисковых запросов, его применяли вместе с системой генерации голоса для декламирования стихов в авторском исполнении.
Сейчас разработчики программы Алексей Тихонов и Иван Ямщиков (в данный момент работает в Институте научной математики Общества Макса Планка в Лейпциге) решили повторить опыт и сделать нечто подобное, но уже на английском языке. В качестве образца для подражания «Автопоэту» задали культовую группу Nirvana. Тем более что Курту Кобейну в этом году исполнилось бы 50 лет.
Однопиксельную камеру с активной подсветкой ускорили в 50 раз
Образцы фотоснимков, сделанных новой однопиксельной камерой с подсветкой всего по 50 шаблонам из случайного распределения Бернулли (M=50)
В традиционной цифровой фотосъёмке принято использовать объектив, который формирует световой поток и направляет его на матрицу светочувствительных элементов — ПЗС или КМОП сенсор цифровой камеры. Считается, что чем больше элементов в матрице, тем лучше фотография: 20 миллионов элементов лучше, чем 13 миллионов. Это один из основных показателей качества фотографии, вместе со светосилой объектива и плотностью самих элементов (чем меньше плотность, тем больше физический размер матрицы, тем меньше искажений и наводок дают элементы).
Но что если у фотоаппарата вообще нет объектива, а светочувствительная матрица состоит из 1 (одного) пикселя? Современные цифровые технологии обработки сигналов действительно позволяют очень быстро собрать и обработать световой поток одним-единственным светочувствительным элементом. В этом случае фотоаппарату не нужны не объектив, ни большая матрица. То есть фотоаппаратура заменяется на компьютерные вычисления.
Нейросеть Deep Photo Style Transfer переносит стиль на фотографиях
Когда-нибудь в будущем мы сможем надеть очки — и ходить по городу, который рендерится в реальном времени в том стиле, какой нам нравится. Солнечный свет или лёгкая дымка, вечерний закат, что угодно. Независимо от того, насколько унылая архитектура — в очках она будет прекрасной. Такие возможности рендеринга с перенесением стилей открывает потрясающая программа Deep Photo Style Transfer, которая опубликована в открытом доступе, также как и научная работа, лежащая в её основе (arXiv:1703.07511).
Знамя НТР: серия интервью
Несколько лет назад, увлекшись 3Д принтерами, а затем робототехникой и в некоторой степени, радиотехникой, волею судьбы получил возможность общаться с интересными людьми. Эти люди, чем-то напоминают «поколение шестидесятых». Современные инженеры, конечно, не такие романтические безсеребренники, какими были их деды.
Жизнь сегодня другая. Современный инженерный человек, как правило, с виду лыс, злобен и равнодушен. Но за этой защитной маской, вынужденно носимой в жестоком мире развивающегося капитализма, проявляется замечательный ум, предприимчивость и поистине железная устойчивость к невзгодам.
Звук #40 — Подкаст об аудиотехнике и экосистеме звука
В 40-м выпуске к нам снова присоединился Керим Татевян, который рассказал о ходе строительства двух кинозалов и помог нам разобраться с тем, что лучше подарить настоящим аудиоманам на праздник или день рождения.
[ Прослушать выпуск: iTunes — RSS — Веб — Аудиофайл ]
Четырёхбитный калькулятор из картона и шариков
Внешний вид картонного четырёхбитного калькулятора из картона. Хорошо видны полусумматор вверху и три сумматора в средней и нижней части калькулятора
Давным-давно, до изобретения электроники, люди изготавливали механические компьютеры из подручных материалов. Самым известным и сложным примером такой машины является антикитерский механизм — сложнейшее устройство из не менее чем 30 шестерёнок использовалось для расчёта движения небесных тел и позволяло узнать дату 42 астрономических событий.
В наше время механические компьютеры (калькуляторы) — скорее предмет развлечения гиков и повод устроить забавное шоу. Например, как компьютер из 10 000 костяшек домино, который складывает произвольные четырёхзначные бинарные числа и выдаёт пятизначную двухбитную сумму (математическая теория этого калькулятора и архитектура). Такие перфомансы позволяют детям лучше понять, как работают битовые логические операции в программировании, как устроены логические вентили. Да и вообще сделать маленький компьютер своими руками из подручных материалов очень интересно, тем более если вы делаете это вместе с ребёнком.
Ближайшие события
Архитектура и программирование Philips Videopac (Magnavox Odyssey 2)
— Alan Kay
Компьютер Magnavox Odyssey 2 (Videopac) появился в 1978 году и позиционировался как игровой, однако с возможностью более серьёзного применения (для чего у него имелась встроенная плёночная клавиатура). Серьёзных приложений, учитывая назначительный объём памяти, было очень мало, так что, по факту, правильнее считать Videopac игровой приставкой.
Что касается названий, Magnavox Odyssey 2 продавался в США и выдавал NTSC видеосигнал (через RF выход). Philips Videopac G7000 (он же C52) продавался в Европе, соответственно, с PAL видео. Кроме этого различия (которое, разумеется, влияло на работоспособность части игр) компьютеры совершенно одинаковые.
Videopac был одной из первых игровых приставок, для которой игры выпускались в виде картриджей с программами. Поэтому ничего удивительного, что и технически это устройство весьма аскетично.
Генерация художественных картин в нейросети, обученной для распознавания порно
Некоторые примеры абстрактного искусства, сгенерированного с помощью нейросети open_nsfw
Недавно компания Yahoo открыла исходный код нейросети open_nsfw. Это специально обученная нейросеть остаточного обучения (ResNet), которая классифицирует изображения, выставляя им «оценку неприличности» от 0 до 1. Программа предназначена для автоматического выявления картинок NSFW, то есть неподходящих для просмотра на рабочем месте. Проще говоря, для выявления порнографии. Естественно, цель состоит в фильтрации таких изображений — удалении их из открытого доступа.
Наверное, компания Yahoo не предполагала, каким именно образом находчивые хакеры применят её интеллектуальную разработку.
Архитектура и программирование компьютера Vectrex
— И как ты себе это представляешь?
(из разговора о Vectrex)
Vectrex выпускался GCE в 1982 — 1983 гг. и представляет собой игровой компьютер (приставку) ключевая особенность которой, векторный дисплей, делает его одним из самых необычных и интересных 8-разрядных компьютеров. С некоторой натяжкой можно сказать, что он является упрощённой версией векторных игровых автоматов Cinematronics, технически более совершенных.
В качестве процессора в Vectrex используется Motorola 6809 — он похож на MOS 6502/6510, но добавлены 16-битные регистры, дополнительные режимы адресации, умножение.
Тактовая частота — 1.5MHz.
Поскольку компьютер был выпущен как игровая приставка и игры для него продавались на картриджах, программа размещается в ПЗУ картриджа (32 кб), а ОЗУ — совсем крохотное (1 кб — две штуки 2114) и предназначено больше для данных.
Также есть встроенное ПЗУ с BIOS'ом (8 кб — одна 2363), который включает набор подпрограмм для рисования векторов и вывода текста, несколько примитивных мелодий и даже одну игру — Minestorm (многим известную как Asteroids).
Архитектура и программирование компьютера Texas Instruments TI-99/4a
Таким образом, TI99/4a (в 1979 был выпущен чуть более простой TI-99/4, а в 1981 уже TI-99/4a) получил в наследство крайне странную, для домашних компьютеров, архитектуру. Во-первых, микропроцессор TMS9900 в нём 16-разрядный — с честной 16-разрядной шиной данных (это в конце 1970-х!). Во-вторых, на чипе нет регистров (кроме PC, флагов и указателя «регистров» WP). То, что можно назвать регистрами, находится в отдельной микросхеме 16-разрядного статического ОЗУ размером 256 байт и может адресоваться одновременно как память и (первые 16 слов) как регистры R0..R15. Называется это «scratchpad».
Аппаратного стека нет, вместо этого сохранение значений при вызове подпрограмм осуществляется изменением указателя начала регистров WP в этом самом ОЗУ (напоминает регистровые окна в Sparc'ах). В предке (TI-990) это также использовалось для переключения контекста при реализации многозадачности.
Хотя тактовая частота TMS9900 — 3 МГц, инструкции занимают довольно много тактов — не менее 8. При этом реализовано даже умножение и деление (124 такта).
Определены лучшие оптические иллюзии 2016 года
Некоторые можно сделать самому
Автокинетическая иллюзия (феномен иллюзорного движения, наблюдаемый в ситуации длительной фиксации взгляда на неподвижном объекте), финалист конкурса 2014 года и обладатель максимального рейтинга за всё время проведения конкурса
Организаторы конкурса The Best Illusion of the Year объявили победителей 2016 года.
Этот конкурс с 2005 года проводит Общество неврологических исследований (Neural Correlate Society), привлекая лучших специалистов по созданию иллюзий, где видимые и субъективно воспринимаемые мозгом объекты не совпадают с объективной реальностью.
Научное объяснение, почему нельзя поймать долларовую купюру двумя пальцами
Если кто-то предлагает легко заработать 20 долларов в простой игре — всего лишь ухватить падающую купюру двумя пальцами, ни в коем случае не соглашайтесь, это ловушка!
Купюра упадёт между пальцев, и вы никак не сможете её поймать. Более того, на это не способен ни один человек. Дело в биологическом ограничении: у большинства людей время реакции составляет около 0,2 с.
Программирование в классических картинах
«Программисты на рабочем месте занимаются поддержкой приложения Ruby on Rails», 1893, Ээро Ярнефельт
Вклад авторов
-
alizar 934.0 -
shiru8bit 743.0 -
frog 388.0 -
Manwe_SandS 289.0 -
dlinyj 282.0 -
ClusterM 246.0 -
arwa 246.0 -
tronix286 232.0 -
smaslovski 217.0