Как стать автором
Обновить
231.79

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Собираем и запускаем Linux-0.01 в Minix 1.5, (почти) как это делал Линус Торвальдс

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 28 мин
Количество просмотров 10K

Я люблю старые программы, мне нравится их изучать и смотреть, как они развивались и во что сейчас превратились, или умерли, так и не дожив до сегодняшнего дня. Ещё мне нравится смотреть разные YouTube-каналы, посвящённые ретро-тематике, на которых рассказывают об истории программ, игр, игровых приставок или старых компьютеров. Хочу сказать всем этим людям «спасибо» за то, что сохраняете частичку истории технологий. И, вдохновившись их трудами, мне захотелось попробовать самому прикоснутся к истории, собрав и запустив что-то относительно старое, но до сих пор живущее и развивающееся. Мой выбор пал на первую версию Linux, а именно версию 0.01.

Те, кто знаком с ранними днями создания Linux, знают, что Линус Торвальдс писал её для компьютеров на основе 386-х процессоров в пропатченной версия Minix 1.5.10. И не смотря на то, что linux-0.01 собирали не раз, в том числе и на современных версиях компилятора, мне хотелось побыть хоть немного в шкуре самого Линуса и самому собрать ядро в родной для этой ОС среде. А именно на максимально близком, хоть и виртуальном аппаратном обеспечении, в настоящей Minix 1.5.10 (точнее, Minix-386) с древней версией GCC 1.37.1

17 сентября ядру Linux исполнится 32 года. Это прекрасный повод вспомнить, как всё начиналось…

Читать далее
Всего голосов 73: ↑72 и ↓1 +71
Комментарии 20

Секретная плата с китайской олимпиады по электронике

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 34K


Привет, Хабр! Сегодня мы соберём, изучим и заставим работать радиоконструктор «кодовый замок», авторы которого подошли к его созданию весьма творчески.

Здесь и секретный код, который нужно расшифровать, и нестандартное применение десятичного счётчика-дешифратора К561ИЕ8 (CD4017), и две ошибки, намеренно внесённые в плату. К обычному мультивибратору на КР1008ВИ1 (NE555) добавлены RC-фильтры, позволяющие наблюдать изменение формы сигнала.

А ещё имеются тиристор и тональный декодер на специализированной микросхеме ФАПЧ УР1101XA01 (LM567). Так на печатной плате размером 112 на 68 мм разместился целый мир электронных приключений.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑57 и ↓1 +56
Комментарии 15

Раритет из мира термопринтеров

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 6.6K
Приветствую всех!

Думаю, все мы себе представляем, как работает термопринтер. Но неподвижная пластина и ряд нагревательных элементов не всегда были типичной конструкцией такого устройства.



Итак, в сегодняшней статье разберёмся, как устроен и работает термопринтер старого образца с подвижной головкой. Узнаем, как его подключить к микроконтроллеру и запустить. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑58 и ↓0 +58
Комментарии 26

УКВ приёмник в пачке Marlboro или закончить начатое 25 лет назад

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 16K

Черновик этой статьи накидал еще на карантине, но, как всегда, все легло в долгий ящик. Помню засомневался тогда, что искушенной публике Хабра, вероятно, уже наскучила тема ностальгических терзаний из детства, да и «размах» устройства невелик. Что и говорить, опытные умельцы самостоятельно собирают целые компьютеры по схемам прошлых лет. Так что, возможно, так бы и пролежало в столе, если бы не такой замечательный повод. В итоге, вдохновленный новостями о сезоне DIY, заканчиваю начатое. Все же лучше поздно, чем никогда, как говорится. История эта, скорее, не столько техническая, сколько повод поделиться теплыми воспоминаниями из детства провинциального школьника 90-х через историю одной самоделки.

Погнали
Всего голосов 109: ↑108 и ↓1 +107
Комментарии 50

Истории

Релейный компьютер, телетайп и интересный алгоритм игры в крестики-нолики

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 6.5K

Крестики-нолики – классическая игра, которую наверное пытался написать каждый. При этом программы иногда получаются довольно запутанные, несмотря на простоту правил. Электромагнитные реле – классическая элементная база для компьютеров и калькуляторов. Они тёплые, ламповые и прикольно щёлкают. Если добавить к этому телетайп, то получится игровая консоль в стиле 1940х.

Читать далее
Всего голосов 68: ↑68 и ↓0 +68
Комментарии 35

Голливудский 386 — сериал Fubar

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 18K
Голливудские хакеры и голливудские компьютеры вообще давно уже превратились в мем и надёжно прописались в голове у людей. Ко мне тут на днях подходили с просьбой увеличить видео и повернуть человека, стоявшего к камере спиной так, чтобы лицо можно было рассмотреть. Пришлось просителя огорчить. Впрочем, сейчас я не об этом.

image

Тут на глаза попался новый нетфликсовский сериал Fubar со Шварценеггером, чем-то напоминающий «Правдивую ложь», растянутую на много серий. Сам сериал я не смотрел, так, мимо телевизора проходил, где его смотрели.

Клюквы в нём достаточно и так, но в шестой серии у героев стоит задача выбраться из старого советского бункера и при помощи старого советского компьютера. Посмотрим, на что способны голливудские хакеры сегодня.
Читать дальше →
Всего голосов 109: ↑108 и ↓1 +107
Комментарии 183

Новая жизнь советского джойстика

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 7.6K

Так получилось, что уже долгое время в моей рабочей зоне лежал отечественный джойстик типа «джойстик», а точнее даже целый «игровой манипулятор», Веста ИМ-01. Маленький и симпатичный, подозрительно напоминающий джойстик ProLine для Atari 7800, он достался мне в комплекте с одним из приобретённых в начале года Спектрумов, и с тех пор периодически мозолил глаза, вызывая вопрос — что бы с ним сделать? У меня уже есть такой же в коллекционном состоянии, этот же немного повидал виды, и его не особо жалко перепрофилировать под какие-нибудь интересные нужды. Можно было бы приспособить его для клонов Atari 2600, которых у меня чуть больше, чем джойстиков к ним, но это же скучно.

Также хотелось бы для разнообразия сделать что-то простое, что не затянется на месяцы и годы, получив удовлетворение от небольшого быстро законченного проекта. И тут я вспомнил один незакрытый гештальт из середины 2000-х годов. Так родился этот маленький проект выходного дня, с очень низким порогом вхождения, который может повторить почти любой желающий.

Суть проекта: простейшая самодельная игровая приставка для телевизора, встроенная в корпус классического джойстика.
Читать дальше →
Всего голосов 64: ↑64 и ↓0 +64
Комментарии 13

«Мышеловка». Как менялись компьютерные мыши и зачем я собрал 170 из них в коллекцию

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 23K


Сейчас кажется, что все мыши одинаковые — две кнопки и колёсико посередине. Разве что в игровых моделях есть подсветка. Но так было не всегда: первые мыши были деревянными, квадратными, с неопределённым количеством кнопок, а устройства до середины восьмидесятых часто не шли в массовое производство.

Привет, я Михаил Павлов. Я уже десять лет коллекционирую компьютерные мыши и трекболы. В этом посте я коротко напомню, какой путь они прошли, и покажу свою коллекцию. Посмотреть на неё вживую можно в Яндекс Музее на выставке «Мышеловка», которая в последние месяцы гастролировала между Москвой и Санкт-Петербургом. В ближайшие пару дней (до 12 июля включительно) её ещё можно увидеть в московском Музее на Павелецкой — познакомиться с большей частью экспонатов, а какие-то даже попробовать в действии.
Читать дальше →
Всего голосов 87: ↑87 и ↓0 +87
Комментарии 134

Стрелочный мультиметр и цифровые вольтметры своими руками

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 13K

Привет, Хабр! Во многих случаях стрелочные измерительные приборы бывают более наглядными и быстрыми. С другой стороны, цифровая шкала позволяет мгновенно прочитать число.

Потому сегодня мы соберём большой стрелочный мультиметр и два цифровых вольтметра, причём не на микроконтроллерах, а на настоящих аналогово-цифровых преобразователях — АЦП.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑62 и ↓1 +61
Комментарии 69

Современный TLS/SSL в Windows 3.11

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 7.7K

В последнее время происходит ренессанс новых программ для ретро-компьютеров — для них пишут клиенты Slack, клоны Wordle, клиенты Mastodon. Однако большинству этих программ при подключении к Интернету требуется запущенный на современном компьютере прокси для работы с SSL/TLS, которых требуют сегодня практически все API. Но заставлять Gateway 4DX2-66 с установленной Windows 3.11 for Workgroups использовать для подключения к Интернету современную машину — это довольно грустное решение, поэтому я решил изменить статус-кво.

Нельзя сказать, что Windows 3.1 не поддерживала защищённые соединения; например, в Internet Explorer 2 была поддержка SSL. Но со временем и клиенты, и серверы перешли на новые версии протокола и алгоритмов SSL (теперь называемого TLS), и отказались от поддержки старых версий, потому что в них обнаружены уязвимости наподобие POODLE.
Читать дальше →
Всего голосов 56: ↑55 и ↓1 +54
Комментарии 10

Почему в байте именно 8 бит?

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 60K

Я опубликовала в интернет-журнале статью на тему двоичного представления информации компьютерами и, среди прочих, неоднократно получала вопрос: «Почему в архитектуре x86 используются байты, состоящие именно из 8 бит, а не иного их количества?»

Я считаю, что на любой подобный вопрос можно дать два основных ответа и некую их комбинацию:

  1. Так сложилось исторически, и другой размер (например, 4, 6 или 16 бит) тоже вполне сработает.
  2. Восемь бит по какой-то причине является лучшим вариантом, и даже если бы история сложилась иначе, мы бы всё равно использовали именно 8-битные байты.
  3. Некая комбинация этих двух версий.

Я не большой специалист по компьютерной истории (мне куда больше нравится использовать компьютеры, чем читать про них), но меня всегда интересовало, есть ли какая-то весомая причина, по которой мир компьютеров сегодня выглядит именно так, или это, по большому счёту, просто историческая случайность. Так что в этой статье речь пойдёт об истории компьютеров.
Читать дальше →
Всего голосов 103: ↑97 и ↓6 +91
Комментарии 172

Портативный аппаратный проигрыватель музыки для AY-3-8910 — hway

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 11K

Представляю вашему вниманию мою конструкцию такого экстремально нишевого, убер-гиковского гаджета, как портативный аппаратный проигрыватель чиптюновой музыки для звукового чипа AY-3-8910. В этой статье вы получите краткую историческую справку об истории компьютерной музыки, узнаете о довольно занимательном факте существовании класса подобных устройств, а также кому и для чего таковые могли понадобиться. Ну а если по прочтении вы обнаружите, что и вам тоже такое надо, и вы знаете, с какой стороны нагревается паяльник, у вас будет возможность собрать себе личный экземпляр, используя прилагающиеся исходники проекта.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑58 и ↓0 +58
Комментарии 44

Оживляем скоростемер от ушедшего в историю метропоезда

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 12K
Приветствую всех!
Те, кто долго жил в Москве, наверняка вспомнят метропоезда типа «Яуза». Хоть они и вызывали самые противоречивые мнения что у пассажиров, что у работников метрополитена, можно с уверенностью сказать, что для своего времени в нашей стране они были уникальными.



Итак, в сегодняшней статье попробуем запустить часть приборной панели от теперь уже навсегда исчезнувшей модели поезда метро. Узнаем, как всё это устроено и работает. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 96: ↑96 и ↓0 +96
Комментарии 73

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Big Muff на операционных усилителях своими руками

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 7.7K

Привет, Хабр! Сегодня мы соберём культовый фуз-дисторшн с просто космическим сустейном (послезвучанием). Его применяют почти во всех жанрах электрогитарной музыки, от амбиента до металла.

И конечно же, многочисленные вариации этого эффекта собирают если не все, то многие производители гитарных эффектов, особенно бутиковых. Потому что это классика — Electro-Harmonix Big Muff.

Попутно расскажу историю эффекта фуз, как он появился и превратил ритм-энд-блюз в рок-н-ролл.
Спаяем, сыграем, послушаем
Всего голосов 66: ↑66 и ↓0 +66
Комментарии 8

Восстановление исходного кода старой игры с ленточного накопителя

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 7.5K

Моя история


Мне досталась лента с готовой версией игры Frogger 2: Swampy's Revenge. В детстве я очень любил эту серию игр.

Считалось, что эта лента — единственная резервная копия исходного кода готовой игры, игровых ресурсов и других данных разработки.

Как вы можете понять, эта находка в случае её восстановления оказалась бы бесценной. Но как же вообще считать/записать данные на ленту? Зачем вообще использовались ленточные накопители?

В 1999/2000 годах средний размер жёсткого диска составлял примерно 10 ГБ, к тому же они не славятся долгим сроком службы.

Очень привлекательным предложением были ленточные накопители OnStream, потому что имели картриджи по 50 ГБ (25 ГБ без сжатия) и к тому же стоили дешевле большинства жёстких дисков!

Ленты отлично подходят для резервного копирования, а при правильном хранении могут иметь долгий срок службы. К тому же можно купить ленточный накопитель, который вставлялся в компьютер как CD-привод или привод гибких дисков.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 9

Грааль номер три. Обзор необычного ноутбука-трансформера IBM Thinkpad TransNote

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 8.9K


После двух предыдущих статей просто необходимо было найти для обзора такой девайс, чтобы читать о нем было интересно и техногикам, и просто любителям необычных красивых вещей. Признаюсь, искал недолго, как раз со дня на день должен был вернуться из ремонта один из моих самых любимых экспонатов коллекции “Digital Vintage” — ноутбук-планшет-блокнот IBM ThinkPad Transnote. Эта машина ждала мастера, которому можно доверить восстановление, ни много ни мало десять лет.
Читать дальше →
Всего голосов 55: ↑55 и ↓0 +55
Комментарии 12

Легенда о слоне: как IT-компания Steepler создала Dendy и основала российский консольный рынок

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 49 мин
Количество просмотров 33K
image
Dendy Junior II Автор: Ravy

Рисковый проект, который осчастливил миллионы детей.

17-го декабря 2022-го года исполнилось 30 лет с момента выхода Dendy на российский рынок. Кажется, что за последние десять лет о консоли сказали уже всё: популярные ютуберы регулярно делятся историями об играх своего детства, а блогеры и коллекционеры давно разобрали все виды картриджей и особенности клонов Nintendo Famicom.

Но эти материалы зачастую поданы через призму ностальгии и детских воспоминаний. Для полноты картины не хватало только всеобъемлющей бизнес-истории бренда, которая охватила бы весь период от запуска Dendy на российский рынок до закрытия компании Steepler.

Изначально этот текст я написал эксклюзивно для российского издания третьего тома серии «История Nintendo» от Флорана Горжа. С разрешения издательства «Белое Яблоко» я адаптировал материал и сильно дополнил его.
Читать дальше →
Всего голосов 176: ↑175 и ↓1 +174
Комментарии 74

Что такое функциональный генератор, и как им пользоваться

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 13K

Привет, Хабр! Какие и насколько значительные искажения, (или преобразования, если они желательные), привносит в сигнал тот или иной прибор, цепь или узел?

Функциональный генератор — это лабораторный прибор, который позволяет моментально увидеть эти искажения на экране осциллографа. Согласитесь, это максимально удобно и наглядно.

Сегодня мы соберём и опробуем такие генераторы на специализированных микросхемах ICL8038 и XR2206, а также простейший вариант на NE555.
Читать дальше →
Всего голосов 53: ↑53 и ↓0 +53
Комментарии 7

Причуды эволюции: необычное «железо», которое не должно было появиться. Часть 2

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 15K


Здравствуйте, уважаемые читатели! Как я и обещал в первой части статьи, ждать продолжения долго не пришлось! Если три очерка из первой части идут в порядке очередности и следуют практически друг за другом, то следующие три — берут начало в одно и тоже время, весной 2003 года, когда Intel выпустила ряд крайне удачных продуктов, каждый из которых, в итоге, “засветился” по своему. Для поддержания преемственности, поговорим сначала о двухпроцессорных машинах.
Читать дальше →
Всего голосов 60: ↑60 и ↓0 +60
Комментарии 44

Причуды эволюции: необычное «железо», которое не должно было появиться. Часть 1

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 27K


В наши дни производители комплектующих для самостоятельной сборки компьютера стараются всеми способами угодить пользователям. Разгон, управляемая подсветка, возможности расширения — список можно продолжать до бесконечности! Но никогда опции этого списка не идут вразрез с требованиями производителя платформы — за такое можно лишиться скидок на чипы или права раннего доступа к платформе.

То ли дело раньше — в погоне за кошельками пользователей производители комплектующих были готовы идти на куда больший риск, а иногда в роли авантюристов выступали даже создатели альтернативных чипсетов. Встречались даже материнские платы для двух разных поколений процессоров, например 386 и 486! Или, например с двумя разъемами — для процессора базового и для топового уровней. И это не только возможность выбора между Celeron (socket 370) и Pentium II (slot 1), но и даже между Pentium III (slot 1) и могучим Pentium III Xeon (slot 2).

Да, пожалуй, с материнских плат и стоит начинать эту тему. Но странных гибридов рассмотрим в другой раз, сегодня мы заберемся глубже — я откопал семь примеров таких химер, которых быть просто не должно! Расчехляем машину времени, устраиваемся поудобнее, откидываемся на спинку табуретки, поехали!
Читать дальше →
Всего голосов 110: ↑110 и ↓0 +110
Комментарии 67

Вклад авторов