Как стать автором
Обновить
232.83

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

5 гаджетов, которые опередили свое время, и другие диковинки

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 18K


Если хорошенько вспомнить историю, то оказывается, что всё уже однажды было, а если вспомнить еще лучше, то можно обнаружить, что было и до этого. Изобретения, которые мы называем прорывными, случаются не на пустом месте: им предшествуют годы исследований и поисков. В этой статье мы посмотрим на устройства, которые опередили свое время на годы, если не на десятки лет. Умные часы из восьмидесятых, планшет, который загружался с дискеты, первый мобильник и прочие занимательные штуки.
Читать дальше →
Всего голосов 56: ↑54 и ↓2 +52
Комментарии 12

System/360: проект, едва не погубивший IBM

Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 17K

Если когда-то будет составлен шорт-лист самых выдающихся изобретений XIX-XX веков, в него, без сомнения, войдут первая электролампочка, Ford Model T и IBM System/360. Эта серия мэйнфреймов навсегда изменила компьютерную индустрию и произвела революцию в работе заводов, компаний и государственных учреждений. 

Тем интереснее узнать, что перед выходом мейнфрейма на рынок (7 апреля 1964 года) S/360 казался создателям едва ли не самой драматичной ошибкой за всю историю предпринимательства. Чтобы создать программную и аппаратную начинку компьютера, сотрудникам IBM пришлось выложиться по полной. Колоссальные финансовые издержки, переработки и пивоты грозили разорить компанию. Позднее Кейт Павитт, эксперт по научной политике, сравнит эту ситуацию с «межплеменной войной»: молодая, быстрорастущая компания была вынуждена работать с новыми, практически не изученными технологиями, вызывавшими недопонимание и раздор внутри отделов.

Читать далее
Всего голосов 58: ↑58 и ↓0 +58
Комментарии 16

Минимализм ASCII-графики + ретро-мониторы

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 17K

Символы, которые можно набрать на клавиатуре, являются мощным выразительным средством. ASCII-графика использует символы как штрихи, выполненные пером художника. И каждый такой штрих имеет как форму, так и смысловую нагрузку: буква, цифра, знак.

В данной публикации я покажу несколько своих новых ASCII-анимаций, расскажу пару неожиданных историй, связанных с ними, а также порассуждаю на тему, имеет ли право на существование ASCII-графика.

Читать далее
Всего голосов 95: ↑94 и ↓1 +93
Комментарии 37

Ускоряем на 70% игру на процессоре в 1 МГц

Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 30K

Давным-давно, во времена студенчества в колледже я немного занимался разработкой компьютерных видеоигр. Это была эпоха 8-битных PC, когда игровое оборудование по современным стандартам было почти невозможно медленным.

Поэтому вас не должно удивлять, что программисты игр придумывали всевозможные безумные трюки, чтобы их игры работали с приемлемой скоростью. Безумные, безумные трюки.

Это история об одном из таких трюков.

Я постараюсь припомнить все важные подробности, однако в чём-то могу ошибиться. Если так случится, простите меня, это было очень давно.

Исходные данные


Мой друг, одарённый программист, почти закончил свою новую игру. Каким-то образом ему удалось почти без изменений уместить в компьютер эпохи 1980-х довольно впечатляющую графически на то время игру, популярную на аркадных автоматах.

Единственная проблема заключалась в том, что его версия игры оказалась неиграбельной. Она работала слишком медленно, а дёрганые движения мешали вовлечённости игрока, ведь игра была сайд-скроллером.

Мой друг, работавший над игрой параллельно с учёбой в колледже, начал уже ощущать себя немного вымотанным. Опасаясь, что мог упустить какую-нибудь простую оптимизацию, он попросил посмотреть код меня.

Я посмотрел. Но там нельзя было найти никакой простой оптимизации.
Читать дальше →
Всего голосов 125: ↑125 и ↓0 +125
Комментарии 97

Истории

Почему в EBCDIC буквы идут не подряд?

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 16K

Стандарт ASCII был принят в 1963, и сейчас вряд ли кто-нибудь использует кодировку, первые 128 символов которой отличались бы от ASCII. Тем не менее, до конца прошлого века активно использовалась EBCDIC — стандартная кодировка для мейнфреймов IBM и их советских клонов ЕС ЭВМ. EBCDIC остаётся основной кодировкой в z/OS — стандартной ОС для современных мейнфреймов IBM Z.

То, что сразу бросается в глаза при взгляде на EBCDIC — то, что буквы идут не подряд: между I и J и между R и S остались неиспользованные коды (на ЕС ЭВМ по этим промежуткам распределили символы кириллицы). Кому могло придти в голову кодировать буквы с неравными пропусками между соседними буквами?

Читать далее
Всего голосов 63: ↑62 и ↓1 +61
Комментарии 71

Mitsubishi VisiTel: общение в Zoom в стиле 1980-х

Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 7.6K
За окном 2020 год. Удалённая работа — это уже совершенно нормально. Десятилетия рекламы ведущих телекоммуникационных компаний наконец сделали своё дело — научили мою маму совершать видеозвонки. Правда, события последних месяцев, вызвавшие неожиданный интерес общественности к видеосвязи, привели к небывалому дефициту веб-камер. Но мы не можем допустить того, чтобы это помешало бы нам вести нормальную жизнь. Ведь каждому из нас надо много кому позвонить. У меня есть решение проблемы нехватки веб-камер. Это — Mitsubishi VisiTel!


Mitsubishi VisiTel

В 1988 году, когда появилось это устройство, оно, определённо, олицетворяло собой будущее. А при его низкой цене — всего $399 — как могло оно мгновенно не стать популярным? В журнале «Популярная механика», вышедшем в феврале 1988, Mitsubishi VisiTel была посвящена целая страница. Там устройство было описано с упоминанием неожиданно большого объёма технических деталей. А ведущие передачи Gadget Guru на телеканале WSMV, сразу после того, как завели разговор о VisiTel, задались невероятно важным вопросом: «Можно ли продолжить пользоваться обычным телефоном в то время, когда эта штука подключена к линии?».
Читать дальше →
Всего голосов 57: ↑57 и ↓0 +57
Комментарии 7

Обратная разработка XC2064 — первой микросхемы FPGA

Время на прочтение 17 мин
Количество просмотров 11K
Программируемая Логическая Интегральная Схема (ПЛИС) может реализовать произвольную логику, что угодно, от микропроцессора до генератора видеосигнала или майнера криптовалюты. ПЛИС состоит из множества логических блоков, каждый из которых обычно состоит из триггера и логической функции, а также из сети проводников, соединяющей логические блоки. Что делает ПЛИС особенной, это то, что она является программируемым аппаратным обеспечением, вы можете сконфигурировать каждый логический блок и соединения между ними. В результате вы можете построить сложную цифровую схему без физического соединения каждого логического элемента и триггера, что обошлось бы вам в стоимость разработки заказной интегральной схемы.


Фотография показывает один из 64 блоков микросхемы XC2064. Слои металлизации убраны, мы видим кремний и поликремниевые транзисторы, лежащие под металлизацией. По ссылке вы можете увидеть фото в большем масштабе: siliconpr0n.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑63 и ↓0 +63
Комментарии 24

Архитектура операционной системы для ZX Spectrum-совместимых компьютеров

Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 32K
NedoOS – многозадачная операционная система для «русского ZX Spectrum» со средами программирования на ассемблере, Basic, Pascal, C, NedoLang. Работает на TR-DOS, FAT16 и FAT32 с длинными именами, поддерживает tar, gz, zip, rar2 и практически все реально используемые форматы спектрумовских файлов, сетевые утилиты включают Web-браузер и Web-сервер, Telnet-клиент и Telnet-сервер, IRC-клиент и др. Под ОС пишутся игры, в том числе сетевые. Сейчас в репозитории 6 участников. Исходный код всей системы (58 программ) составляет 230 тысяч строк на ассемблере и 70 тысяч строк на Си.
Читать дальше →
Всего голосов 112: ↑112 и ↓0 +112
Комментарии 68

Повесть о трекболах

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 59K

В сфере моих интересов есть различные нестандартные устройства ввода. И ведь, вроде придумали клавиатуру и мышь, да на этом успокоились, но мне этого мало. Параллельно с миром манипуляторов типа мышь, существует мир удивительных устройств ввода, таких как трекбол. К мышке мы все привыкли и знаем как ей пользоваться, поэтому если рядового человека посадить за трекбол и заставить вращать шар, мозг у него ломается. И это круто, когда ты используешь не совсем то, что и все. И не каждый может использовать твой инструмент, а уж тем более работать на твоём компьютере.

Поэтому я хочу рассказать вам о своём многолетнем опыте использования трекболов, почему это круто и в то же время, какие медицинские проблемы вызывает его использование. Поехали!
Читать дальше →
Всего голосов 83: ↑81 и ↓2 +79
Комментарии 232

Пётр Соболев: «Мы просто смотрели, как что-то там летает, и тащились от того, как это сделано»

Время на прочтение 20 мин
Количество просмотров 12K


Демосцена — разновидность творчества на стыке компьютерной графики, музыки и, собственно, программирования, а также сложившаяся вокруг него субкультура. Первые демоэксперименты относятся к 1980-м — времени, когда в Европе и США появилось достаточное количество домашних компьютеров, обладатели которых стремились заставить машину выполнять несвойственные ей задачи. Обычно это были короткие интро к взломанным компьютерным играм, созданные на Commodore 64, Amiga, ZX Spectrum. Расцвет демосцены пришелся на 1990-е, тогда же она пришла и в Россию.

Пётр Соболев, также известный как frog, — один из организаторов компьютерного фестиваля ENLiGHT — первой в России демопати. В первой части интервью музейному проекту DataArt он вспоминает компьютеры 1980-х и рассказывает, как в нашей стране появились первые интро и демо.
Всего голосов 54: ↑53 и ↓1 +52
Комментарии 22

Dial-up развлекушки

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 55K


Моя сетевая молодость начиналась с dial-up. BBS, internet через модем — в те времена других средств связи просто не существовало, и это было настоящей магией. Дозвон, затем заветные звуки ласкающие слух и вот ты наконец в сети, среди таких же как ты полуночных гиков, тех кто мечтает быть на связи.

Мне захотелось хоть немного освежить в памяти те чудные времена и поиграться с модемами. И вот что же из этого получилось.
Всего голосов 131: ↑129 и ↓2 +127
Комментарии 304

«Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 42K


На Дальнем Востоке, в порту Славянка, у списанных плавучих доков и стареньких буксиров, над серыми пятиэтажками инопланетной белоснежной громадой возвышается «Морской старт». Плавучий стартовый комплекс космических ракет состоит из двух судов Sea Launch Commander и Odyssey. Более двадцати лет своей активной жизни они провели неподалеку от Лос-Анджелеса, а сейчас вернулись домой.
Читать дальше →
Всего голосов 162: ↑160 и ↓2 +158
Комментарии 216

Проводы российской «Науки»

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 49K


Многострадальный многоцелевой лабораторный модуль «Наука» прошел этап заводских испытаний и отправлен на Байконур. Модуль должен стартовать в космос в 2021 году и стать частью российского сегмента Международной космической станции. Он добавит комфорта для российских космонавтов, но, самое главное, должен повысить научную эффективность российской пилотируемой космонавтики.
Читать дальше →
Всего голосов 125: ↑122 и ↓3 +119
Комментарии 156

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн
PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн

Рафаел Саргсян: «В лаборатории значились 23 человека, но все работы делали три–четыре сотрудника»

Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 64K


Инженер Рафаел Саргсян в советские годы работал в Ереванском НИИ математических машин и занимался созданием мобильных автоматизированных систем управления для военных объектов. В интервью музейному проекту DataArt он объясняет, почему в 1970-х технари котировались выше программистов, как работал режим секретности, зачем в институтах держали бездельников и ради чего он сам был готов месяцами пропадать в командировках.
Читать дальше →
Всего голосов 76: ↑73 и ↓3 +70
Комментарии 63

Как я восстанавливал данные в неизвестном формате с магнитной ленты

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 39K

Предыстория


Будучи любителем ретро железа, приобрёл я как-то у продавца из Великобритании ZX Spectrum+. В комплекте с самим компьютером мне достались несколько аудиокассет с играми (в оригинальной упаковке с инструкциями), а также программами, записанными на кассеты без особых обозначений. На удивление данные с кассет 40-летней давности хорошо читались и мне удалось загрузить почти все игры и программы с них.



Однако, на некоторых кассетах я обнаружил записи, сделанные явно не компьютером ZX Spectrum. Звучали они совершенно по-другому и, в отличие от записей с упомянутого компьютера, не начинались с короткого BASIC загрузчика, который обычно присутствует в записях всех программ и игр.

Какое-то время мне не давало это покоя — очень хотелось узнать, что скрыто в них. Если бы получилось прочитать аудио сигнал как последовательность байтов, можно было бы поискать в них символы или что-то, что указывает на происхождение сигнала. Своего рода ретро-археология.
Всего голосов 177: ↑177 и ↓0 +177
Комментарии 98

Первая попытка собрать лазерный проектор из жестких дисков

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 62K

Всем привет!

Сегодня публикую короткую статью о том, как я из старых жестких дисков собирал лазерный проектор. Который получился не очень интересным, а вот визуализатор звука, на удивление вышел потрясающим.

Если Вам интересны подробности, то смотрите видео или читайте статью под катом.
Всего голосов 58: ↑57 и ↓1 +56
Комментарии 42

МРЭМ – 200. Электронный микроскоп родом из СССР

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 18K

Неоценимую помощь в размещении статьи оказал ZEvS_Poisk с Habr.
К написанию этой статьи меня подтолкнула статья Алексея Брагина «Растровый микроскоп в гараже». С Алексеем я немного знаком по переписке и по совместному пребыванию на сайте microscopist.ru.
Читать дальше →
Всего голосов 112: ↑112 и ↓0 +112
Комментарии 95

Discret 11: краткая история шифрования французского телеканала

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 16K

Я провёл своё детство во Франции, много играл в футбол и слишком долго смотрел телевизор. В 80-х во Франции было три телеканала. Два из них, Antenne 2 и FR3, финансировались государством и были скучными, а TF1 был частным и показывал много японских мультиков. Моё поколение выросло на «Капитане Цубасе», «Святом Сейя», «Капитане Харлоке» и «Грендайзере».

У нас не было ни кабельного, ни Интернета, телесигнал транслировался по воздуху и на крыше каждого дома стояла ловившая волны антенна.

Всё изменилось в 1984 году с появлением четвёртого канала. Canal Plus (Channel Plus) должен был совершить революцию на рынке телеканалов, показывая современные фильмы, спортивные трансляции со всего мира и не имея при этом рекламы. Для удовлетворения амбиций владельцев «Canal» должен был финансироваться ежемесячной абонентской платой подписчиков.

Техническая трудность такой схемы была совершенно понятна. Как гарантировать, что канал смогут смотреть только заплатившие абоненты, если его сигнал транслируется всем? Легко — достаточно закодировать его технологией под названием «Discret 11».
Всего голосов 58: ↑57 и ↓1 +56
Комментарии 28

486 — сборка, программы и бенчмарки

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 31K
Про сборку компьютера, на мой взгляд, много писать нет смысла, обычно хватает слов «собрал компьютер», не обязательно часовое видео на ютуб заливать. Но с ретроПК сборка сама по себе зачастую превращается в приключение, так что на каких-то моментах непременно хочется остановиться.

Так что тут будет про особенности моей сборки, немного установку софта и немного бенчмарков.

Всего голосов 52: ↑51 и ↓1 +50
Комментарии 60

Реверс-инжиниринг микросхем по фото

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 12K
Тем, кто любит гикпорн-фотографии от BarsMonster и его товарищей по цеху, наверняка интересно научиться расшифровывать логическую схему по её фотографии. Например, что делает вот этот кусочек Z80?


Яркие вертикальные полосы — это металлические проводники; горизонтальные полосы, от которых видны только тёмные границы — это проводники из поликремния; область неправильной формы с ярко-чёрной границей — это легированная часть кремниевой подложки; желтоватые круги — это соединения между слоями микросхемы.

Каждый транзистор образован поликремниевым проводником, пересекающим область легированного кремния:



По традиции, такие транзисторы называют MOSFET («металл-оксид-полупроводник»), даже когда затвор не металлический, а поликремниевый. Автор вполушутку предположил, что ни один производитель поликремниевых транзисторов не хотел называть их POS.

Работа транзистора заключается в том, что когда к затвору приложено положительное напряжение, то легированная область, включающая исток и сток, становится проводящей; когда напряжение с затвора снято, то исток и сток размыкаются.

Вот та же самая фотография с размеченными транзисторами и проводниками: (я добавил в авторскую иллюстрацию обозначения соединений между слоями)

Читать дальше →
Всего голосов 77: ↑77 и ↓0 +77
Комментарии 19

Вклад авторов