Старое железо
Как это было, когда мы были молоды
Артефакты прошлого: TabletPC Compaq TC1000 и загадка recovery-дисков
В обычной ситуации о наличии Recovery CD или специализированного раздела на жёстком диске никто не вспоминает. Но если речь идёт о ретрокомпьютинге, то всё меняется. Ведь именно эти способы позволяют восстановить оборудование с программной точки зрения до заводского состояния и взглянуть на то, что видел человек, выложивший несколько тысяч долларов на новенький компьютер в каком-нибудь 2002 году.
Когда я упомянул в прошлой статье драйверы, забыл рассказать об одной интересной особенности. В той же раздаче лежали 3 образа, снятые с оригинальных Recovery-дисков. Скачал их на свой «карман» Zalman с виртуальным приводом и попробовал запуститься с первого диска. Вместо ожидаемого Recovery вылезла странная ошибка USB Drive support is disabled. На тот момент времени разбираться не было, и образы отправились ждать своего часа. Неделю назад мне таки удалось заставить их работать. Подробности — под катом.
Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 1/2)
Примерно раз в десятилетие на русскоязычных около-компьютерных ресурсах кто-нибудь поднимает тему такого элемента архитектуры 8-битной Денди и её прародителей, как «маппер», пытаясь на пальцах объяснить, что же это такое. И каждый раз у меня возникает ощущение, что рассказчики сами не вполне знакомы с сюжетом. К тому же практически всегда речь идёт о чисто технических моментах, совершенно не затрагивая историю вопроса: откуда взялось, как развивалось, чем было полезно для фактических игр — что, на мой взгляд, может быть интересно гораздо более широкому кругу лиц.
Так сложилось, что я имею довольно глубокий, примерно по локоть, практический опыт взаимодействия с этими самыми «мапперами», также могу рассказать кое-что и за их историю, и, разумеется, обладаю уверенностью, что уж я-то точно понимаю всё как есть, и расскажу так, что все вздрогнут. Поэтому под катом — всё, что вы когда-либо хотели или не хотели спросить про мапперы, но боялись или вовсе даже и не собирались спрашивать.
Когда старый софт лучше нового
У каждого из нас наверняка есть подборка старого проверенного софта, который много лет работает без сбоев. В такой ситуации возникает вопрос: а зачем его обновлять?
Практика показывает, что новые версии утилит часто изменяются к худшему, раздуваются, обрастают ненужными функциями, начинают тормозить или вовсе перестают запускаться. Ухудшение программного продукта со временем — известный процесс, для которого есть специальный термин: дерьмофикация (enshittification, слово придумал Кори Доктороу). Она происходит не только с десктопным или мобильным софтом, но и с платформами. Все мы за последние годы наблюдали дерьмофикацию Google, Reddit, Amazon, Twitter и Facebook (два последних вообще признаны экстремистами и запрещены в РФ). Аналогично с десктопным софтом и мобильными приложениями.
В то же время старый софт многолетней давности фантастически быстро работает. Программы в несколько мегабайт, которые запускаются мгновенно, потребляют минимум памяти и просто летают. По сути, ресурсы современных CPU для них избыточны. Пользоваться такими инструментами одно удовольствие. Такое чувство, что работаешь на суперкомпьютере, а не обычном ПК.
Истории
Для Героев III вышло долгожданное полномасштабное обновление — Фабрика. Почему это по-настоящему уникальное явление?
Если судить по группе ВК, дополнение вышло где-то 31 декабря в 7:38 минут по Москве. Новость дошла до меня где-то за час-два до нового года. Если вы в курсе, то думаю вы уже или без меня ознакомились или вот, прочитав новость, побежите прямо сейчас и статья для вас тут по сути заканчивается). Сначала Doom порадовал ... а сейчас Герои.
Если вы не в теме, то в остатке заметки попробую рассказать пару слов о том, почему: это дополнение важно, почему люди ждали его пять лет и почему это абсолютно уникальное явление для "игровой индустрии" (и да, там есть и кампания, и мультиплеерное обновление, и редактор карт новый, и музыка и новый замок).
Я с трудом удержал себя от того, чтобы не засесть на пару суток проходить кампанию залпом, но конце расскажу своё мнение про первые две карты (я специально не спешу). Итак, обо всём по порядку.
Что дарили гикам прошлого: обзор рождественских каталогов электроники
Сегодня мир технологий предлагает нам огромный выбор различных гаджетов, которые мы можем заказать буквально в один клик. Однако даже 40 лет назад выбор приставки или даже целого компьютера могла обойтись без похода в магазин — для этого существовали каталоги.
Предлагаем немного окунуться в прошлое и посмотреть, какую электронику предлагали каталоги в 70-х, 80-х и 90-х годах прошлого века.
Осторожно: много картинок!
Новый год и Atari 2600
Среди энтузиастов компьютерного творчества, на так называемой «демосцене», есть старая добрая традиция посвящать небольшие программки-демонстрации различным событиям. По сути, это музыкально-визуальные открытки, показывающие какую-нибудь картинку и визуальный эффект, а также играющие мелодию.
Например, «гифт» — поздравление с днём рождения. Или же более актуальное прямо сейчас: новогодние поздравления. Признаться, я и сам не раз делал подобные вещи. Например, в предыдущий раз я пожелал всем незабываемого нового 2020 года. И так как дата публикации очередной статьи пришлась на конец декабря, это прекрасный повод снова поздравить читателей таким образом, а заодно и рассказать о том, как это сделано.
Таймер обратного отсчёта: китайский экзамен не для слабонервных
Привет, Хабр! Программируемый таймер без микроконтроллера, который мы сегодня соберём, может отсчитывать секунды до Нового года или просто служить пособием по цифровой схемотехнике и тренажёром для пайки.
Проект основан на двух микросхемах реверсивного двоично-десятичного счётчика CD40192 (функциональный аналог К1554ИЕ6, 74АС192 ) и предоставляет нам возможность их подробного изучения.
Авторы конструкции не забыли внести в плату традиционную пару ошибок, и экспериментатору придётся подумать и потрудиться для того, чтобы устройство заработало как полагается.
Запускаем раритетный вольтметр на газоразрядных индикаторах
Часы и термометры с индикацией на ГРИ уже давно стали своеобразным культом в мире электронщиков (а для кого-то — целым бизнесом). Тем сильнее мне хотелось заполучить в коллекцию какой-то прибор промышленного изготовления с индикацией на таких лампах.
Удивительно, но на найденный мною экземпляр в интернете оказалось очень мало информации. А это значит, что самое время поделиться тем, как его подключить и как он работает.
Итак, в сегодняшней статье поговорим о щитовых приборах серии Ф294-Ф299. Узнаем, как они устроены и работают, рассмотрим такой аппарат вместе с полным комплектом, а также разберёмся, зачем ремонтировать новый прибор и как вернуть его к жизни после долгих лет простоя. Традиционно будет много интересного.
Ламповый дисплей для компьютера. Часть 2 – ускорение и фокусировка электронов в ЭЛТ
Брошенные идеи: консоли, которые так и не появились на свет
Вспомнили все интересные и значимые платформы, которые так и не добрались до потенциального покупателя.
Вспоминая IBM PC и совместимые компьютеры
Немного личных впечатлений от IBM PC XT и Amstrad PC1640 — как это было в 80-е.
Оригинальный компьютер IBM PC был выпущен в 1981 году и с первых дней ему сопутствовал успех. Помимо звучного названия IBM, имелись и более серьёзные причины его популярности. Среди основных можно назвать открытые стандарты и наличие слотов расширения.
Открытая архитектура способствовала великолепной поддержке данного ПК. Разработчики с головой окунулись в написание программного обеспечения и разработку карт расширения для него. Разнообразие прикладного ПО для компьютера по тем временам было просто поразительным.
Графика древности: палитры, часть 2/2
В предыдущей части цикла статей мы рассмотрели историю эволюции палитр в цветной компьютерной графике домашних компьютеров и игровых консолей, а также причины, почему они оказались именно такими и содержали те или иные цвета. Однако тема палитровой графики ещё не исчерпана. Сегодня поговорим про множество других интересных вещей: программируемые палитры и экономию памяти, палитровые анимации и визуальные эффекты, проблемы цветопередачи, обход ограничений на количество цветов, таинственный «артефактинг» и особенности рисования палитровой графики.
Ближайшие события
Как выжить в Windows 7 в 2024 году, не выжив из ума
Настало время признаться в любви. Я очень люблю Windows 7: на мой взгляд, после легендарной XP это самая удачная версия операционной системы от Microsoft с точки зрения быстродействия, надежности и удобства пользовательского интерфейса. К сожалению, «семёрка» уже безнадежно устарела: она не обновляется, и кроме того, на ней не запускаются некоторые нужные и полезные приложения. Означает ли это, что Windows 7 можно окончательно списывать со счетов, или существует возможность полноценно пользоваться ей в наступающем 2024 году?
На чём изучают электронику китайцы? Контроллер светофора
Привет, Хабр! Сегодня мы изучим ещё одну секретную китайскую плату, предназначенную для экзамена по электронике.
Разработчики этого учебного пособия уделили особое внимание распространённой микросхеме прецизионного интегрального таймера КР1006ВИ1 (NE555), про особенности и возможности которого многие из нас смогут узнать немало нового.
Игровая легенда из 90-х: Как работала 3dfx Voodoo «под капотом»? Пишем 3D-приложение с нуля на Glide
Полагаю, многие мои читатели так или иначе знакомы с такими видеокартами, как 3dfx Voodoo. Эти легендарные графические ускорители из середины\конца 90-х годов был чуть ли не в каждой второй сборке для игр, а о их производительности слагали легенды. До сих пор есть относительно небольшое сообщество фанатов ретро-игр, которые ценят, любят и собирают с цветмета те немногие видеокарты от 3dfx, что остались в СНГ. Однако обзоров на 3dfx Voodoo много, тестов игр — тоже, а вот материала «простыми словами» о его внутренней архитектуре и более того, практической части с написанием 3D-игры практически нет! Недавно я прикупил себе Voodoo 3, и начал зубрить Programmer's Manual с желанием запилить что-нибудь эдакое… Статью я долго и упорно готовил дабы успеть к новому году и сегодня у нас с вами: краткая история компании 3dfx, подробный разбор архитектуры видеочипов 3dfx «под капотом», что должен был уметь программист 3D-графики в 90х и написание 3D-приложения на Glide полностью с нуля. Интересно? Тогда жду вас в статье!
Санком. Неизвестный производитель оптических домофонов
В начале лета этого года я уже рассказывал про домофоны с оптическим ключом. И так уж вышло, что в статье речь шла исключительно про самый популярный тип ключа с пятью тройками дырочек. Но, само собой, существовали и другие устройства.
Итак, сегодня поговорим об оптических считывателях и домофонах ранее неизвестной мне фирмы. Узнаем, как работали их ключи и разберёмся, как всё это запустить. Традиционно будет много интересного.
Материнские платы Intel Carillo Ranch: драйверы для несуществовавшего «железа» удалили из Linux спустя 17 лет
В мире информационных технологий загадок и занимательных историй не меньше, чем в большинстве детективных рассказов. Совсем недавно произошла одна такая история: из ядра Linux удалили драйверы материнских плат семейства Carillo Ranch. В целом это обычная процедура по прекращению поддержки морально устаревших систем.
Но проблема в том, что самого семейства этих плат никогда не существовало. Возможно, их планировали выпустить, но, кроме названия и драйверов, до потребителей ничего не дошло. Подробности — под катом.
Человек, заменивший разум машиной. История Леонардо Торреса
Как пелось в одной популярной детской песенке, «хорошими делами прославиться нельзя». Этот тезис неоднократно опровергали многочисленные ученые и изобретатели, один из которых — выдающийся испанский инженер и математик Леонардо Торрес Кеведо. Этот уникальный ученый стал известен не только благодаря своему вкладу в развитие авиастроения и канатных дорог, но также в качестве создателя первых в Испании механических вычислительных машин, шахматных автоматов, изобретателя систем радиоуправления и универсального искусственного языка для описания механических устройств.
Бизнес-махина из прошлого: каким был топовый бизнес-коммуникатор 2007 года — HTC X7500?
Вот потихоньку и приближается новый год! Нулевые закончились почти 14 лет назад, но многие девайсы тех лет всё ещё продолжают жить и оседают в руках коллекционеров, или просто остаются в руках владельцев как запасные или даже основные телефоны! Однако сегодняшний девайс — крайне редкий и необычный. Ещё год назад мне написал мой читатель NutsUnderline и предложил заслать крутой ништяк — HTC X7500. Пришло самое время рассказать за этого красавца! Каким был топовый коммуникатор от HTC за 1.300$+ в 2007 году? Читайте под катом!
Вклад авторов
-
f15 5660.0 -
MaFrance351 2753.0 -
ereinion 2428.0 -
DRoman0v 2298.0 -
dlinyj 2101.0 -
DataArt 1829.0 -
shiru8bit 1791.0 -
Lunathecat 1704.0 -
kerenskiy 1391.0 -
Audioman 1377.2