Как стать автором
Обновить
232.83

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

«Поиск» истины. История ПЭВМ «Поиск» от его создателей

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 9.4K


Первый компьютер — как первая любовь или первый поцелуй: память о нём остаётся с тобой на всю жизнь. Со «Спектрумом» у меня вышло лишь мимолётное романтическое знакомство, а вот настоящее чувство, переросшее в долгие и крепкие отношения, возникло к персоналке по имени «Поиск». Недавно я совершенно случайно наткнулся на интервью с Юрием Васильевичем Ролем, создателем этой замечательной машины, в котором он поделился многими интересными подробностями об истории появления ПЭВМ «Поиск» на свет.
Читать дальше →
Всего голосов 102: ↑101 и ↓1 +100
Комментарии 64

Автоматизация бурления: ChipArp

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 3.6K

Наиболее знаковым атрибутом видеоигровой музыки 1980-х, несомненно, является арпеджио — технический приём, служащий обогащению гармонии в условиях крайне ограниченной полифонии. Получающееся в результате специфическое «булькающее», «бурлящее» звучание стало в сознании масс своего рода визитной карточкой 8-битной музыки, вызывающей мгновенное узнавание.

Как ни странно, несмотря на многократно выросшую с тех пор мощность современных компьютеров и синтезаторов, в современном музыкальном ПО этот классический приём стал менее доступен, чем раньше. Расскажу о том, почему так вышло, а также о своём довольно старом проекте (2017 год), в котором я попытался решить эту проблему, и почему это не очень-то получилось, хотя и получилось.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 7

Интернет 90-х: когда после 20 часов в онлайне тебе пишет президент ISP

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 21K

«Проверяя систему сегодня утром, я заметил, что вы были авторизованы более 20 часов», — так начиналось письмо, которое в декабре 1998 года я получил от президента компании-провайдера коммутируемого доступа в интернет. — «Мы предоставляем безлимитный сервис, но желательно, чтобы вы действительно использовали соединение, когда подключены».

Сегодня, когда уже почти все сидят в онлайне 24/7 через смартфоны и широкополосный доступ, было бы странно, если бы я не находился в сети 20 часов подряд. Но в 1998 году в Роли, Северная Каролина, дело обстояло иначе. В эпоху медных телефонных линий и коммутируемых модемов доступ в интернет в случае домашнего использования, как правило, был непостоянным. Каждая занятая линия означала невозможность её использования другим клиентом, и при этом вам никто не мог дозвониться.

Но я забегаю вперёд — откуда вообще у меня письмо из далёкого 1998 года?
Читать дальше →
Всего голосов 67: ↑66 и ↓1 +65
Комментарии 47

Запускаем матричный принтер от старого банковского терминала

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 5.7K
Приветствую всех!

Не так давно я уже рассказывал про то, какими были принтеры начала эпохи термопечати. И в той статье я упомянул, что подобные устройства использовались совместно с платёжными терминалами VeriFone.

Увы, найти именно такой принтер у меня не вышло, так что сегодня поговорим о его не менее популярном в данной области матричном собрате, который тоже оказался крайне интересным.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о том, как устроен и работает такой принтер. Разберёмся, как подключить его к обычному компьютеру. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 46: ↑46 и ↓0 +46
Комментарии 38

Истории

Архитектура и программирование Sony Playstation 1

Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 18K

По сравнению с другими, ранее описанными мной архитектурами, архитектура Sony Playstation 1 (PSX) - сравнительно современная. И дело даже не в годе выпуска (1994) - скорее это общее ощущение сочетания новых возможностей и исчезновения привычных старых, которые были типичными для компьютеров и приставок предыдущей эпохи.

PSX (это сокращение пошло от первоначального названия проекта - Playstation X) имеет в качестве центрального процессора MIPS R3000, работающий на частоте 33МГц. Причём, Sony отказалось от сопроцессора для вычислений с плавающей точкой и вместо него сопроцессором в PSX является так называемый GTE (Geometry Transformation Engine), выполняющий различные операции с фиксированной точкой над векторами и матрицами.

Читать далее
Всего голосов 102: ↑102 и ↓0 +102
Комментарии 10

История Sound Blaster: как создавалась звуковая революция в мире ПК

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 5.6K

В 1980-х годах компьютер был способен производить только простые звуковые сигналы. Однако вскоре все начало меняться, когда компания Creative Labs решила внести звук в мир компьютеров. Настоящим прорывом стал выпуск первой звуковой карты Sound Blaster 1.0 в 1989 году. Она стала мировым стандартом звука для ПК и положила начало настоящей революции в области звука для компьютеров. Геймеры того времени, чей средний возраст сейчас превышает 40 лет, были в восторге от каждого нового поколения Sound Blaster.

Sound Blaster Pro, выпущенная в 1991 году, позволила слушать звук в формате стерео. Это был настоящий прорыв, так как ранее компьютеры могли воспроизводить звук только в моноформате. Sound Blaster 16, выпущенная в 1992 году, привнесла звук CD-качества в компьютерные игры. Это было невероятно впечатляюще для геймеров того времени. А с выпуском Sound Blaster Live! в 1998 году, многоканальное аудио стало реальностью.

Читать далее
Всего голосов 14: ↑13 и ↓1 +12
Комментарии 18

Одна из главных ошибок Nintendo

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 9K

В 1991 году Nintendo допустила одну из крупнейших ошибок в своей жизни, которая принесла огромное количество проблем, финансовых потерь и поспособствовала появлению на игровом рынке нового конкурента, доминировавшего на протяжении долгих лет. Не соверши она её, возможно, игровая индустрия двигалась совсем по иному пути, и многие известные франшизы просто не были бы созданы, а производители приставок вроде 3DO или Sega могли бы оказаться успешнее и выпустить на прилавки новые поколения своих приставок (у той же 3DO она уже находилась в разработке). Но случилось то, что случилось, а пока перенесёмся в 80-е годы двадцатого века.

Наша история начинается с Кэна Кутараги, ныне известного как «Отец PlayStation», но тогда еще простого инженера. Увидев с каким упоением его дочь играет в видеоигры и услышав, что компания Nintendo в поисках сотрудничества для создания звукового чипа для их новой приставки Super Nintendo (или как она называлась в Японии – Super Famicon), он в тайне от своего начальства занялся разработкой. Директорат компании был просто в бешенстве, узнав, чем он занимается без их одобрения, заявляя, что бизнес видеоигр им не интересен! Кэна Кутараги буквально спас Норио Оги, исполнительный директор Sony, выразивший ему свою поддержку. Благодаря этому он смог не только не потерять работу, но и закончить проект. Так появился звуковой чип SPC700 для приставки Super Nintendo, который в своё временя был действительно хорош. Компания Nintendo осталась довольна новым сотрудничеством.

Читать далее
Всего голосов 20: ↑18 и ↓2 +16
Комментарии 9

Миссия выполнима: УКВ ЧМ супергетеродин на дискретных компонентах

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 8.1K


Давным-давно, когда деревья были зелеными и высокими, радиоприёмники собирали не на интегральных микросхемах, а на дискретных, то есть отдельных транзисторах. Такие решения занимают больше места и потребляют больше энергии, зато очень наглядны для понимания принципов работы.

И если средневолновый транзисторный супергетеродин — вещь обычная, которую многие из нас помнят с детства, а некоторые даже собирали своими руками, то ультракоротковолновые, они же FM-радиоприёмники, чаще строили и продолжают строить на микросхемах. (Если не считать ламповых и транзисторных радиол и многодиапазонных приёмников с УКВ модулем).

Такой УКВ супергетеродин я сегодня соберу. Без микросхем, на 12 транзисторах, 6 из которых задействованы в радиотракте, и ещё 6 в усилителе звуковой частоты. А ещё поговорим о структуре сигнала ЧМ радиостанции и способах его детектирования.
Читать дальше →
Всего голосов 31: ↑31 и ↓0 +31
Комментарии 18

OPQAM, IJKL, 67890. О том, как нам реально повезло с курсорными клавишами

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 5.6K
Первый компьютер появился у меня дома в 6 лет. Это была Сура ПК8000 с черно-белым телевизором. Затем я попробовал игры на MSX-2 с цветным монитором, различные модели БК, PC и ZX Spectrum.

Последний был моим любимцем на протяжении нескольких лет. Он достался мне в корпусе от “Суры”, которую собирали на заводе в Пензе, с черно-белым монитором “Корвет” и двумя дисководами. Естественно, что в начале 90-х я понятия не имел, как выглядит настоящий “Спектрум”. Важнее было, что софта для него, в отличие от “Суры” и БК, было навалом, а клоны были во многих семьях и проблем с обменом коллекциями не существовало.


Клавиатура Суры ПК8000

Что бесило, так это кривые сочетания клавиш управления во многих играх. Какой синклер-джойстик? Почему OPQAM? Есть же нормальные курсорные стрелки на клавиатуре?


Скриншот выбора управления в игре Rolling Thunder (Keyboard ― те самые OPQAM)

Что еще хуже, при написании программ приходилось либо долго втыкать в мелкие наклейки на клавишах, либо заучивать сочетания. Отдельных кнопок для управления курсором или того же backspace не было.

Почитав историю Синклера, я решил, что это было сделано в угоду дешевизне, минитюаризации, а еще потому, что многие использовали в играх джойстик.

Но после того, как я посмотрел на клавиатуры популярных компьютеров конца 70-х и начала 80-х, я решил, что создатели ПК не особенно заморачивались, и взяли за базу печатные машинки. Действительно, кому могут понадобиться курсорные клавиши, расположение которых будет одинаковым на всех клавиатурах, которые можно нажимать одной рукой, да еще вслепую?
Читать дальше →
Всего голосов 44: ↑44 и ↓0 +44
Комментарии 36

Как iMac спас компанию Apple

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 8.8K

Двадцать пять лет назад Apple выпустила компьютер, который спас её от банкротства и проложил путь к превращению в самую важную технологическую компанию.

Первый iMac появился в мире компьютеров, отчаянно нуждавшемся в переменах.

После бурных дней революции персонального компьютера в середине 1990-х возник застой. Apple десяток лет транжирила преимущества Mac и, наконец, после громкого появления Windows 95 от них почти ничего не осталось. Это была эпоха бежевых десктопных компьютеров, подключённых к большим ЭЛТ-дисплеям и другой периферии.

В 1997 году Стив Джобс вернулся в Apple, находившуюся на пороге смерти, и быстро оценил пассивы и активы компании. У Apple не было ни волшебной палочки, ни курицы, несущей золотые яйца, зато имелся молодой промышленный дизайнер, который экспериментировал с цветами и прозрачным пластиком.

Мозг Джобса, дизайны Джони Айва и новый чип PowerPC G3 компании Motorola позволили компании начать придумывать план. По сути, Джобс вернулся к своей исходной концепции «компьютер для всех остальных», к продаже простоты. Графический интерфейс Mac с управлением мышью, возможно, и изменил направление движения мира PC, но его дизайн «всё в одном» не сработал. Джобс решил, что настало время повторной попытки.
Читать дальше →
Всего голосов 44: ↑43 и ↓1 +42
Комментарии 8

Ретро DIY: собираем считыватель перфокарт в 2023 году

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 5.9K

Что такое перфокарты, думаю, на Хабре знают все. Им несколько десятков лет — впервые прототип подобного носителя информации стали применять ещё в начале 1800-х годов для управления полуавтоматическими ткацкими станками. Но и до этого что-то похожее применяли для музыкальных инструментов — тоже автоматических, а также для музыкальных шкатулок. 

В вычислительных устройствах перфокарты стали использовать практически сразу после появления самих этих устройств. После этого их почти без изменений использовали вплоть до 80-х годов прошлого века. Думаю, их видели даже те, у кого не было доступа к ЭВМ, работающим на перфокартах. Понятно, что считывателей карт остались считанные единицы, да и те хранятся в музеях. А что, если собрать такой считыватель самому? Давайте попробуем. 

Читать далее
Всего голосов 38: ↑34 и ↓4 +30
Комментарии 31

Превращаем старый нетбук в звонящий по симке планшет/телефон

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 9.3K

Реанимируем старый нетбук и превращаем его в звонилку! Используем только старые завалявшиеся детали и устройства.

Читать далее
Всего голосов 18: ↑16 и ↓2 +14
Комментарии 24

Портативная Bluetooth колонка «Ламповичок» на радиолампах 30-х годов

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 25K

Прочитав заголовок статьи, возможно, у вас возникли мысли: “Но зачем?!”, “КПД ламповых усилителей очень низкий!” или “Какой смысл подключать Bluetooth модуль к ламповому усилителю?!”и т.д. Нет никакого смысла. Устройство собирается ради устройства, развлечения ради. Я очень люблю ламповые радиоприёмники, мне нравится изучать их устройство, любоваться внешним видом и даже просто созерцать в сумерках магические огоньки за задней стенкой, излучающие тепло, уют, романтику и добрый душевный голос из громкоговорителя… Но к сожалению, в наше время возможно принимать в основном зарубежные станции и только ночью. Поэтому иногда я развлекался тем, что слушал музыку подключаясь к усилителю радиоприёмника. Так и возникла идея сделать портативную Bluetooth колонку в ретро стиле с ламповым усилителем без всяких претензий на High End.

Осторожно! Под катом много фото.

Читать далее
Всего голосов 133: ↑132 и ↓1 +131
Комментарии 58

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Основы цифровой электроники: регистр сдвига

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 9.6K

Привет, Хабр! Какая волшебная микросхема не только позволяет создавать удивительные световые эффекты бегущих огней, но и помогает расширить порты микроконтроллера, когда всего две его ножки могут управлять восемью, шестнадцатью и так далее светодиодами, реле и прочими полезными штуками?

Конечно же, это регистр сдвига! Сегодня мы с ним познакомимся на нескольких увлекательных примерах.
Читать дальше →
Всего голосов 51: ↑51 и ↓0 +51
Комментарии 4

Пожарная сигнализация из московского метро

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 5.8K
Приветствую всех!

Так уж вышло, что меня всегда привлекала различная электроника, предназначенная для использования на транспорте. Я даже успел выпустить несколько статей по теме, где рассказывал, как оно устроено и что с этим делать.

И пусть некоторые такие штуки не применить решительно нигде, они всё равно продолжают быть крайне интересными представителями нашей электронной промышленности.



Итак, сегодня поговорим про центральный блок управления системы пожаротушения «Игла». Узнаем, как он устроен и работает и можно ли ещё где-то его использовать. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 31: ↑31 и ↓0 +31
Комментарии 8

Собираем и запускаем Linux-0.01 в Minix 1.5, (почти) как это делал Линус Торвальдс

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 28 мин
Количество просмотров 10K

Я люблю старые программы, мне нравится их изучать и смотреть, как они развивались и во что сейчас превратились, или умерли, так и не дожив до сегодняшнего дня. Ещё мне нравится смотреть разные YouTube-каналы, посвящённые ретро-тематике, на которых рассказывают об истории программ, игр, игровых приставок или старых компьютеров. Хочу сказать всем этим людям «спасибо» за то, что сохраняете частичку истории технологий. И, вдохновившись их трудами, мне захотелось попробовать самому прикоснутся к истории, собрав и запустив что-то относительно старое, но до сих пор живущее и развивающееся. Мой выбор пал на первую версию Linux, а именно версию 0.01.

Те, кто знаком с ранними днями создания Linux, знают, что Линус Торвальдс писал её для компьютеров на основе 386-х процессоров в пропатченной версия Minix 1.5.10. И не смотря на то, что linux-0.01 собирали не раз, в том числе и на современных версиях компилятора, мне хотелось побыть хоть немного в шкуре самого Линуса и самому собрать ядро в родной для этой ОС среде. А именно на максимально близком, хоть и виртуальном аппаратном обеспечении, в настоящей Minix 1.5.10 (точнее, Minix-386) с древней версией GCC 1.37.1

17 сентября ядру Linux исполнится 32 года. Это прекрасный повод вспомнить, как всё начиналось…

Читать далее
Всего голосов 73: ↑72 и ↓1 +71
Комментарии 20

Революция в хранении программ: Манчестерский Малыш и RAM

Время на прочтение 17 мин
Количество просмотров 3.1K

Первые компьютеры были ОЧЕНЬ громоздкими. Чтобы заставить их выполнять другую программу, требовалось физическое «перепрограммирование» в виде переключения контактов. С появлением Манчестерского Малыша (Manchester Baby) началась новая эпоха: теперь инструкции и данные хранились и выполнялись в электронной памяти. Именно такой подход применяется во всех современных компьютерах. 

Система хранения программ в Малыше была построена на базе трубки  Уильямса-Килберна, которую разработали в 1948 году Фредерик Уильямс, Том Килберн и Джефф Тутилл из Манчестерского университета. Трубка Уильямса-Килберна использовала электронный луч для хранения данных в точках на экране катодно-лучевой трубки, изменяя структуру заряда. Хотя заряды со временем утекали и требовали обновления, это был значительный шаг вперед в развитии электронной памяти произвольного доступа.

В этом посте вспомним, как случилась эта тихая революция. 

Читать далее
Всего голосов 14: ↑14 и ↓0 +14
Комментарии 2

Воскрешение 8-дюймового жесткого диска из 80-х

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 8.9K

Устройства для хранения информации, пожалуй, одни из самых сложных в плане восстановления. Особенно если речь идёт о сильно устаревших жёстких дисках, таких как CDC Finch. Он вышел в 1980-х годах и много эксплуатировался перед «выходом на пенсию», поэтому неудивительно, что он оказался на ремонтном стенде у товарища [Usagi Electric].

Читать далее
Всего голосов 24: ↑23 и ↓1 +22
Комментарии 1

Секретная плата с китайской олимпиады по электронике

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 34K


Привет, Хабр! Сегодня мы соберём, изучим и заставим работать радиоконструктор «кодовый замок», авторы которого подошли к его созданию весьма творчески.

Здесь и секретный код, который нужно расшифровать, и нестандартное применение десятичного счётчика-дешифратора К561ИЕ8 (CD4017), и две ошибки, намеренно внесённые в плату. К обычному мультивибратору на КР1008ВИ1 (NE555) добавлены RC-фильтры, позволяющие наблюдать изменение формы сигнала.

А ещё имеются тиристор и тональный декодер на специализированной микросхеме ФАПЧ УР1101XA01 (LM567). Так на печатной плате размером 112 на 68 мм разместился целый мир электронных приключений.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑57 и ↓1 +56
Комментарии 15

Раритет из мира термопринтеров

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 6.6K
Приветствую всех!

Думаю, все мы себе представляем, как работает термопринтер. Но неподвижная пластина и ряд нагревательных элементов не всегда были типичной конструкцией такого устройства.



Итак, в сегодняшней статье разберёмся, как устроен и работает термопринтер старого образца с подвижной головкой. Узнаем, как его подключить к микроконтроллеру и запустить. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑58 и ↓0 +58
Комментарии 26

Вклад авторов