Легенды мирового колонкостроения: Technics SB-1000 — эталон АС от Мацуситы

    Существуют устройства, которые остаются в памяти нескольких поколений, а порой даже прочно входят в историю и становятся символами своей эпохи. Именно такие устройства я описывал в своих циклах “Легендарные усилители” и “Советский HI-FI и его создатели”. Сегодня речь пойдет об АС, а этот пост станет пилотным в новом цикле «Легенды мирового колонкостроения”. Серия публикаций будет полностью посвящена акустике, которая, по моему субъективному мнению и объективным данным достойна называться легендарной.



    В этом посте рассказ об акустической системе, которую сравнивали с такими бестселлерами как JBL L200 Studiomaster, Yamaha NS-1000, Coral DX-Eleven, Sony SS-G7. Тема материала — легендарная мелкосерийная Technics SB-1000, которая по сей день поражает любителей аудио. Интересно, что эта акустика признается одной из лучших в мире как представителями субъективно-аудиофильского, так и инженерного, научно-психоакустического подхода, что само по себе — большая редкость. Более того, система является предметом своеобразного культа и вожделенной мечтой многих коллекционеров аудиотехники. Найти негативный отзыв об этой системе, равно как и её саму — достаточно сложно.

    Предпосылки к появлению легенды


    К концу 60-х годов требования к среднестатистическому аудиопродукту заметно выросли — это в полной мере касалось акустических систем. Потребитель стал привередлив как Европе и США, так и в самой Японии. Людям хотелось большей мощности с меньшим количеством искажений и это было наиболее логичным путём развития аудиотехники.

    Покупка HI-FI и стремление получить звук с высокой верностью становилось модной тенденцией. Даже несмотря на то, что в тот момент не существовало соответствующего стандарта, само понятие о High fidelity ушло в массы и стало будоражить не только ограниченные группы аудиофилов, но и прочие социальные группы.

    В Японской корпорации хорошо чувствовали актуальный тренд и стремились создать нечто концептуально новое и поражающее воображение как качеством звука, так и дизайном. В компании великого Коносукэ Мацусита хотели удержать лидерство в достаточно жесткой конкурентной среде, что требовало соответствующих мер.

    Так у инженеров Matsushita Electric появилась идея создать модель, превосходящую аналоги по верности воспроизведения, функциональности, а также обладающую компактными габаритными размерами. В идеале продукт должен был значительно опередить своё время и дать толчок к разработке принципиально новых акустических систем.

    Важным требованием к продукту была способность вписаться в сложный интерьер, что серьёзно ограничивало возможности разработчиков. Также высокие планки по количеству искажений и частотному диапазону серьезно замедляли разработку. Так первый прототип устройства, начатого в 1969-м году, появился лишь к 1972-му. Для реализации проекта понадобилась серия психоакустических исследований, результаты которых были неоднократно использованы компанией впоследствии.

    Триумф мелкосерийного чемпиона


    К началу 1973-го удалось полностью подготовить трехполосную АС к серии и запустить производство. К 1974-му году система попала на выставки и несколько позже на полки Японских, Европейских и Американских магазинов. Цена на устройство была сравнительно высокой — 220,000 Йен, что сегодня составило бы с учетом инфляции около $9000. Критики из тогда ещё честной и почти неподкупной аудиопрессы отозвались о продукте очень лестно.



    Большинство из тех, кто делился впечатлениями от новых колонок, отмечали акцентированное воспроизведение басов, предельный для того времени частотный диапазон, выходивший за пределы порога человеческого восприятия, и чистый звук, лишенный заметных искажений даже на сложном симфоническом музыкальном сигнале.

    В связи с высокой стоимостью в компании великого и ужасного (зачеркнуть) Коносуке Мацусита решили не запускать аппарат в полномасштабную серию. Вместо этого прагматики из Technics ограничились мелкосерийным выпуском для узкого круга понимающих в звуке меломанов.

    Конструкция, определяющая основной тренд поколения


    Для 1974 года SB-1000 была продуктом, воплотившим в одном устройстве годы разработок и инноваций. Для системы были созданы новые уникальные для того времени динамические ГГ. Кроме того, были впервые опробованы принципиально новые подходы к разработке корпуса и конструкции, существенно снижены вибрации.

    Звукоинженерам удалось значительно улучшить показатели соотношения сигнал-шум в диапазоне НЧ. В качестве основного в НЧ спектре был использован 30 см НЧ динамик конической формы EAS-30L100S. Мембрана этого динамика изготавливалась из трехслойного композита, который имеет высокий модуль Юнга. Мембрана отличается прочностью и низким уровнем частотных искажений.

    Усовершенствованный подвес позволяет частично снизить нелинейные искажения. Отверстие хода диффузора, размещенное в магните, обеспечивает не только беспрепятственный ход мембраны, но и оптимальное охлаждение катушки.
    Для снижения сопротивления хода диффузора в магните имеется большое отверстие, которое также хорошо отводит тепло.

    Динамические возможности громкоговорителя обеспечиваются мощной магнитной системой с диаметром магнита 220 мм (размер магнита 220х120х23 мм) при диаметре самого динамика 300 мм. Традиционно такие мощные магниты применяются в концертной аппаратуре. Едва ли можно припомнить иной случай использования таких гигантов в домашнем хайфае.



    Звучание в СЧ диапазоне обеспечено 4,5-сантиметровым драйвером EAS-18KM100S с куполом, мембрана которого также изготовлена из трехслойного
    целлюлозно-карбонового композита. Производитель также сообщал, что для уменьшения потерь в СЧ драйверах были использованы сердечники из листовой электротехнической стали, обладающей внушительной магнитной индукцией. Ход катушки СЧ излучателя удалось увеличить на 7 мм.



    . 19 — миллиметровый твитер устройства, EAS-12KH100S был изготовлен из титанового сплава толщиной всего 20 мкм. Этот сплав на 30 % легче алюминия и обладает более впечатляющими переходными характеристиками. Плотность магнитного потока ВЧ-излучателя составляет ок 19000 Гс. Кроме того, ВЧ-динамик оснащен дросселем из кремнийсодержащего сплава на стальной основе, который позволяет снизить КНИ высокочастотного динамика до отметки менее 0,1% на 100Вт.



    Интересной особенностью стало то, что подключение к динамикам может осуществляться через кроссовер либо напрямую к каждому динамику по-отдельности.



    Корпус АС создан из трех слоев: поверхностного и внутреннего слоев фанеры толщиной — 9 мм, промежуточного слоя ДСП с толщиной 18 мм (общий 36 мм). Надежное внутреннее демпфирование позволило избавиться от паразитных резонансов, которых, по утверждению производителя, вообще нет. Ещё одной особенностью корпуса стало использование виброгасящих покрытий с наружной стороны.

    • Далее перечисляю сухие характеристики системы:
    • Диапазон частот: 20 – 30000 Гц;
    • Чувствительность: 90 дБ/Вт/м;
    • Мощность (DIN): 100 Вт;
    • Сопротивление: 8 Ом;
    • Частоты среза кроссовера: 500 Гц и 5000 Гц;
    • Габаритные размеры (ВхШхГ): 582х392х397 мм;
    • Масса: 52 кг;




    Итог


    Technics SB-1000 стала своеобразным эталоном домашней акустической системы высокой верности вплоть до начала 90-х годов, хотя выпуск её завершился уже в 1975-м году. Она и сегодня находится на почетном месте среди эпохальных продуктов компании Panasonic (Matsushita Electric).

    На многочисленных аудиофорумах её сей день вспоминают, и как правило, причисляют к мониторам. Учитывая характеристики — это не удивительно. При большом желании легендарный и редкий винтаж можно приобрести на аукционах. Как правило, стоимость такой АС в хорошем и идеальном состоянии не ниже чем в 1974-м году.

    Использованы фотоматериалы
    ldsound.ru
    www.technics.com/us

    В каталоге Pult.ru представлен широкий ассортимент акустических систем
    Pult.ru 96,99
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 46
    • –1
      Прошу прощения за offtop. Не могли бы вы рассказать о современных реалиях мультимедия проекторов? А то я начал смотреть, что нынче предлагается из 4k (на замену моему fullhd) — либо конские цены за thue4k, либо трюки с lense-shift.
      • 0
        Я конечно не автор поста, но кое-что могу подсказать.

        4К в проекторах вполне годно, НО!, матрица должна поддерживать не только более высокое разрешение, но и хоть частично уметь в HDR и\или Rec.2020 для расширения цветопередачи.
        Так же не менее важны условия просмотра и проекционная поверхность — особенно бывают проблемны акустически прозрачные экраны с перфорацией. Проекторы для домашнего кино обычно не выдают более 2000-2500 люмен.

        Как правило, Lens-Shift дает большеe разрешение, но не умеет в цветопередачу(приятное исключение это проекторы JVC).
        Из конкретных продуктов могу рекомендовать вот такой порядок принятия решений:
        Бюджет = Epson от 4000 серии
        Середняк = JVC DLA-X.
        Hi-End = на момент самые крутые решения(для ДОМА) за Sony. Относительно самые доступные модели с нативным 4K и очень достойной картинкой.

        В любом случае, хороший проектор для кино начинается от 2000$ и практически не имеет верхней границы :)
        • 0
          Спасибо, кое-что я уже почитал. Я то надеялся, что для pult.ru эта тема не менее интересна, чем аудио.
          • 0
            pult.ru интересна эта тема… На эту тему есть соответствующие публикации. При необходимости такие вопросы можно задавать в соответствующей ветке, обращаться в л/с или напрямую к консультирующему эксперту на сайте. Наличие интереса к теме не повод гадить оффтопом в комментариях… Мы безусловно на стороне клиента и будем всегда рады помочь, но это не делает комменты под материалами и в целом наш блог аналогом Google.
            • 0

              Вроде нет, не нашёл такой темы.

      • +1
        Если она такая замечательная и легендарная, то почему ее не выпускают? Уже есть лучше? Слишком дорога в производстве? Или может толком никому не нужна?
        • 0
          При такой цене это больше похоже на «мы можем вот так», нежели на «мы предлагаем вам».
          • 0

            Вот прямо сейчас можно и дороже найти. Такой рынок есть.
            Интересно было бы увидеть сравнение с современными штуками в том же ценовом сегменте.

            • 0

              У меня были SB 1000 и 7000
              Замена им легко нашлась среди обычных студийных мониторов.
              Я выбрал Adam

              • +1
                Какой? Adam Audio T5V не подходит по мощности, у него RMS — 70, а у сабжа DIN -100W, да и полосы 2, сравнимым можно считать возможно этот
                • 0
                  Уверен что какой-нибудь Adam A8X порвёт эту легенду по точности воспроизведения и всему остальному, несмотря даже на две полосы итд.
                  • 0

                    Да, ближнее поле s3
                    А для дальнего использую s7, но это уже замена sb7000


                    Но можно и более бюджетными приборами обойтись. На качестве не скажется.

              • 0
                Ну может сейчас подобное изготовить намного проще и дешевле?
              • +1

                Нужна, но я не могу себе позволить только колонки за 9000$… Думаю как и 99,999% кто тут...

                • 0
                  Это как болиды Формулы-1. Фанаты говорят о них, мечтают о них, приводят в качестве примера в обсуждениях. Это образец для Самоделкиных. Предел возможностей отрасли… Их выпускают в небольших количествах — так как они очень дороги. Однако, богатые энтузиасты их с удовольствием покупают. Они работают десятилетиями и передаются по наследству…
                • +4
                  >>целлюлозно-картофельного композита
                  Это сильно, я аж гуглить побежал, прежде чем понял, что опечатка. Черт разберёт этих аудиофилов
                  • +1
                    Всё верно, ошибка автоввода, целлюлозно-карбоновый на самом деле
                  • 0
                    Всего-то 500 тыщ на Ибее. Подумаешь))
                    • +2
                      ну это как-то неправильно. их же уже кто-то прогревал розовым шумом до тебя, кто-то клал их провода на берёзовые чурочки. чёрт, да может даже и конденсаторы с электролитом из соплей девственниц уже кто-то перепаивал…
                    • 0

                      Жалко что только уважаемый Pult.ru никак не удосужился хотя бы пару аналогов указать из выпускаемой в наше время акустики…
                      Или ничего подобного сейчас не делают?

                      • 0
                        ИМХО: оценить трудно, насколько колонки аналогичны без спец обурудования и одновременного присутсвия экземпляров, подключенных к одному и тому же источнику звука.
                        т.е. я хотел сказать, что публикуемых производителем характеристик очень недостаточно для подобного сравнения
                        • 0
                          Penaudio
                        • +1
                          Жалко что только уважаемый Pult.ru никак не удосужился хотя бы пару аналогов указать из выпускаемой в наше время акустики…

                          Удваиваю сожаление OlegProton
                          Sound_cULT, не откажите в любезности...

                          • +1
                            Penaudio
                            • +1
                              Мне крайне сложно предложить аналог. Первое — для этого типоразмера и ценовой категории крайне редко используется закрытый ящик, чаще всего фазоинвертор. Второе — мне не доводилось встречать устройства с использованием аналогичной комбинации технических решений увеличивающих верность воспроизведения.Есть лучше и точнее, как правило дороже (диностатические варианты, например), но аналоги cреди динамических многополосных и сравнительно компактных систем мне не встречались.

                              Часть использованных решений применяются в уже упомянутом Penaudio и такими производителями как KEF и YAMAHA, но концептуально их продукты будут иметь отличия, при относительно схожих характеристиках и цене.
                            • +1
                              1,9 — миллиметровый твитер устройства...
                              1,9 мм это размер чего?
                              • 0
                                на сложном симфоническом музыкальном сигнале

                                на самом деле у электроники возможности побольше
                                • +1
                                  В начале 70-х, маловероятно, что в тот момент были побольше. Тогда электронная музыка была несколько проще, чем сейчас… да и сейчас с верностью воспроизведения акустических инструментов могут возникать сложности. Именно поэтому аудиофильские эксперты любят говорить о «жанровости» систем.
                                  • 0
                                    Проще? Да, ладно. И вообще
                                    Сложность композиции имеет мало общего со сложностью ее кодирования
                                    • +1
                                      Мы в данном случае не о кодировании говорим, а возможностях реалистичного, верного воспроизведения.
                                      • 0
                                        Так и я о том же. Сначала процесс записи, технология, оборудование, степень вовлечения человека, потом носитель. И после этого воспроизведение.
                                        • +1
                                          Если говорить о реалистичном и верном воспроизведении, то надо начинать с источника сигнала. В 1974 году CD ещё не было, они появились в 1982г. Какие качественные источники сигнала тогда были? Винил и металлическая магнитофонная плёнка? Можно ли считать воспроизведение верным при таких источниках? И можно ли при таких источниках судить о всём остальном звуковом тракте?
                                          • 0
                                            Умудрялись получать качественный сигнал с катушечников в то время. Если о советской аппаратуре говорить, то естественно нет, если о Японии, то там c конца 60-х было достаточно аппаратов которые звучали сравнимо с CD. Естественно присутствовали артефакты, которые портили в впечатление, но за много денег можно было получить высокую верность котторая позволяла получить нечто сравнимое с компактом.
                                            • 0
                                              Вот кстати, а разобрать/обозреть какой-нить топовый бобинник? Не студийный, а бытовой, но из верхнего сегмента, времён заката бобин, как носителя? Хорошая статья получилась бы, вкусная.
                                              • 0
                                                за много денег можно было получить высокую верность котторая позволяла получить нечто сравнимое с компактом

                                                Речь о том, можно ли было в то время пойти в магазин и купить пластинку или плёнку высокой верности? Чтобы прийти домой, включить и услышать на этих колонках ту самую высокую верность? Или тут такая высокая верность в вакууме, которую нельзя было в то время получить в обычных пользовательских сценариях использования?
                                                • 0
                                                  Ну в советских культ.товарах иногда были катушки с записями, которые покупали ради ленты, однако, на 19 сантиметрах в секунду советский гражданин мог получить представление о звуке до записи на винил или передачи в эфир…
                                                  В народе ходили копии концертных записей, а в узких, музыкальных кругах, не было проблемой получить копию той-или иной записи из архивов…

                                                  Но в массе, народ переписывал пластинки и эфир на 9 сантиметров, и тем доволен был, что как-бы намекает на качественные характеристики аппаратуры. Зачем выше скорость если звучит одинаково, можно и на 4 записать :-) один хрен слушать не на чем…

                                                  Собственно как и сегодня, я бы не сказал что качественные характеристики акустики в массовом сегменте сильно улучшились. Усилители — да, источники — да, акустика нетъ! Если не считать поделий некоторых корпораций исторически владеющих производством акустических компонентов.
                                                  • 0
                                                    Причём тут советские культтовары? В СССР продавались эти колонки?
                                                    Речь о западных странах. Например житель ФРГ купил эти колонки. Простой обыватель, не из музыкальных кругов. Были ли ему доступны все остальные компоненты, чтобы слушать на этих колонках студийные записи высокой верности? Или это была только потенциальная возможность?
                                                    • 0
                                                      В Японии — была точно. Кассетник Nakamichi 1000 вышел примерно в тоже время и у него был просто офигительные характеристики.
                                                      Но это касается технической возможности. ПО поводу практики — достать качественную запись(всмысле нормально записанную и сведенную, а не н наклейкой lossless) проблематично и сегодня.
                                              • +1
                                                Ну, профессиональные ленты тех лет, без заметной потери качества звучат минимум в 24\48 а то и в DSD.
                                                А винил при всей говнистости своей, в мохнатых годах был далеко не самым узким местом. Искажения от ламповых усилителей хотя и были значительными, но народу до сих пор нравятся из-за их гармонического состава. Чего не скажешь про искажения порождаемые косяками динамических голов. И даже малейшие улучшения вроде специализации конструкции динамических головок для зонного и поршневого режима, и простейший фильтр на конденсаторе давали заметные улучшения даже при прослушивании шелака…
                                            • 0
                                              «Проще? Да, ладно.»

                                              И кто сложнее был? примеры!??
                                              «Сложность композиции имеет мало общего со сложностью ее кодирования»

                                              И причем к этому времени кодирование, тогда были в ходу аналоговые способы записи?
                                              • 0
                                                Статья — сегодня. И у меня нет данных, кто бы сегодня писал аналог. И как уже сказал, Носитель! Сейчас стандартный проигрыватель в компе выдает качество сигнала запредельное для аналога.
                                                Beach boys, Beatles, звук практически любой рок (что потом стали называть art, progressive) группы тогда: Deep purple, King Crimson, Camel, Nectar, Jethro Tull, BJH, Gentle Giant
                                                да один меллотрон чего стоит. В качестве семплов использовались искусственные звуки
                                                • 0
                                                  «Сейчас стандартный проигрыватель в компе выдает качество сигнала запредельное для аналога.»
                                                  С этим никто не спорит.
                                                  Любую систему имеет смысл рассматривать контексте времени в которое она появилась и того уровня технологического развития который в то время существовал.
                                                  • 0
                                                    У меня была Sharp GF-9292. Качество акустики значительно превышало уровень ширпотреба. Тогда качество было нормой, а сейчас это свойство эксклюзива. И то не всегда. К тому же.
                                          • +1
                                            Наверное дело в том, что «классику» можно сравнить с настоящим звучанием живого инструмента, а вот с электронной музыкой так не получается. Поэтому ее звучание нравится либо не очень, но сравнить с «живым» эталоном не получится.
                                            • +1

                                              Классика — сравнивается "влоб" с любым реальным инструменто м/составом.
                                              Электроника либо набор пресетов, которые можно воспроизвести на любом оборудовании, либо микс с использованием предметов.
                                              Но ещё есть сведение. Это отдельная кухня и обязательно носит имя инженера сведения, указываемого на обложке альбома.

                                          • –1
                                            Звукоинженерам удалось значительно улучшить показатели соотношения сигнал-шум в диапазоне НЧ.

                                            Опа, уровень шума НЧ-динамика удалось измерить, каким образом?
                                            Или журноламеры наёмные копирайтеры переводить THD+N не научились?


                                            И какие советские колонки были созданы по мотивам того техникса (Орбита-XXX, Электроника-YYY)?

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое