company_banner

Неожиданные преимущества ролевых настольных игр

https://lifehacker.com/the-surprising-benefits-of-role-playing-games-and-how-1684582789
  • Перевод


(с) Big Bang Theory


Когда речь заходит о ролевых настолках, у многих в голове возникает картина: тускло освещённый подвал, заполненный кидающими кубики людьми в дурацких одеяниях. Но, поверьте, у подобных развлечений немало преимуществ. Ролевые настолки могут быть не только весёлым развлечением, но для кого-то и способом обрести полезные жизненные навыки.


Если вы никогда не играли в подобные игры, то наверняка считаете их занятием для распоследних ботанов, зануд и неудачников. Что может быть глупее, чем сидеть за столом со странными типами, притворяться гоблинами, рыцарями, магами, троллями, драконами и заниматься прочей ерундой?



(с) Big Bang Theory


Однако не спешите навешивать ярлыки. Ролевые настолки бывают куда интереснее большинства «традиционных» игр. Фэнтезийные приключения вовлекают участников в приятное социальное взаимодействие, вам приходится вместе «на пальцах» решать задачи, проявлять изобретательность и работать в команде. Звучит знакомо, верно? Ага, словно фраза от сотрудника HR. Все эти навыки будут полезны в самых разных жизненных ситуациях, в первую очередь — на работе: в офисе, в цехе, где угодно. Ролевые настолки на самом деле не о драконах и подземельях, а о критическом мышлении и командной работе.


Только не поймите неправильно: это вовсе не симулятор корпоративного тимбилдинга со всей вытекающей наигранностью и фальшью. Ролевые настолки — действительно хорошее развлечение, позволяющее забыть о проблемах реальной жизни без пагубных последствий. Но при этом вы ещё и узнаёте что-то новое о людях, об общении, тренируете и развиваете свой социальный скилл. Решая игровые ситуации, вы знакомитесь с разными взглядами и подходами других людей, что обогащает ваш жизненный опыт.


Прокачивание креативности



(с) Big Bang Theory


Изобретательность — основа любой настольной РПГ. Здесь поощряется нестандартность подходов. Вы абсолютно свободны в решениях, и только от вас зависит, как будет дальше развиваться сюжет. Да, у каждой игры свои правила, но это лишь некий каркас для истории, формируемой игроками.


Рассказывание историй (сказок, если хотите) — один из эффективнейших способов активизировать работу мозга. А без историй в РПГ никуда. Во время рассказа или переживания какого-то сюжета интенсивно задействуются части мозга, ответственные за речь, обработку причинно-следственных связей, прогнозирование. Иными словами, во время игры в РПГ ваш мозг переключается на форсаж.


image


Это так же хорошо, как и социальное взаимодействие или чтение книг. Последнее, кстати, тоже очень близко к настольным РПГ:


«…Dungeons & Dragons заставляет работать с текстом, рассказывать истории и выдумывать миры. Но что куда важнее, для игры в D & D нужно читать руководства для игроков, для ведущего, для монстров. Всё это весьма объёмные книги, написанные прекрасным языком».


Настольные РПГ особенно показаны людям, чей досуг в основном скрашен телевизором. Кому-то это поможет зашевелиться, ощутить вкус к жизни, забыть о пропаганде и безвкусице, льющейся с экрана. Не говоря уж о том, что вы стряхнёте пыль с извилин, отвечающих за фантазию.


В настольных РПГ один из участников исполняет роль ведущего, или гейм-мастера (Game Master), где-то его ещё называют мастером подземелий. Этот человек должен быть особенно хорошим рассказчиком. Даже если вы придерживаетесь уже готового сюжета, где за вас сделана основная работа, вам всё равно придётся придумывать диалоги и личности для NPC, а ещё — живо описывать мир, который исследуют игроки. В то время как рядовые участники должны делать своих персонажей более интересными и живыми, придумывая для них дополнительные черты внешности, характера или биографии.


В настольной РПГ вы отталкиваетесь от исходных описаний и создаёте нечто новое, что может понравиться вам и другим игрокам. Кстати, немало известных людей в своё время увлекались игрой в Dungeons & Dragons. Например, комик Стивен Кольбер, писатель Джордж Мартин, актёр Робин Уильямс, автор «Симпсонов» Мэтт Грейнинг, автор сериала «Сообщество» Дэн Хармон. Умение рассказывать — один из важнейших социальных навыков, повышающий вашу привлекательность в глазах других людей.


Прокачивание социальных навыков



(с) Big Bang Theory


Как уже отмечалось, настольные РПГ чуть более чем на 100 % состоят из социального взаимодействия. Вам придётся разговаривать с людьми, выражать свои чувства в зависимости от игровых ситуаций, и всё это не в одиночестве и не перед экраном. Всё вживую, лицом к лицу. Кроме того, никто не отменял обычных разговоров за жизнь в перерывах между игровыми сессиями.


Если вам трудно заводить новые знакомства, а тем паче — друзей, то сообщество игроков может стать той живительной средой, где вы решите эти проблемы. Даже если вас всё устраивает, в любом случае вы будете знакомиться с людьми и достаточно близко с ними общаться. Ваш круг общения расширится, и вы постепенно найдёте новые точки соприкосновения и общие интересы, помимо самой игры.


Если у вас есть дети, то им особенно полезно бывать в подобных компаниях. Это помогает в борьбе со стеснительностью, развивает умение проявлять инициативу в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми.


Прокачивание командных навыков



(с) Big Bang Theory


Смысл большинства настольных РПГ — не в победе, а в командной работе. Игровые события зависят от активности игроков, и если вы не будете стараться, то удовольствия от процесса получите немного. Здесь всё завязано на сотрудничестве, и играть порой куда интереснее и веселее, когда нет формальных «победителей» и «побеждённых».


Во многих играх, как и в жизни, требуется соперничать. Однако ролёвки позволяют сбавить темп, так сказать, и передохнуть от конкуренции. А уж прокачивание командных навыков может оказать неоценимую помощь в построении профессиональной карьеры. Ведь все мы на самом деле играем роли. И в работе, и в игре, если вы не делаете своё дело, то может пострадать весь коллектив, вся команда.


Опять же — это вовсе не означает, что настольные РПГ — столь же серьёзная вещь, как и работа. Просто они позволяют экспериментировать и оттачивать свои навыки, а потом — с успехом применять их в профессиональной деятельности. Может быть, вы обнаружите у себя задатки лидера, помогая участникам игровой битвы избежать серьёзного урона. Или проявите склонность приходить на помощь к «товарищам по оружию», попавшим в беду. Возможно, вы откроете у себя способность очень нестандартно мыслить, находя выход из сложных ситуаций. В этих играх нет хороших или плохих ролей. Есть лишь роли, которые вы можете играть.


Прокачивание умения решать проблемы


image


На этом умении держится весь мир, как и настольные РПГ. Перед вашей командой будут одна за другой возникать проблемы. Может быть, вам выпадет задача решать головоломку, путешествуя по лабиринтам, попутно изобретая способ разобраться с бандой гоблинов, чтобы в результате раскрыть загадочное убийство, тем самым помешав Тёмному Лорду захватить королевство. Поговорим о проблемах?


Сюжеты настольных РПГ почти целиком состоят из проблем, которые придётся решать. В каждом игровой ситуации вам понадобится обдумывать каждое действие, при этом реагируя на события. Не обойтись без импровизации. И вы будете чувствовать воодушевление, когда всей командой найдёте умный способ разрешения непростой ситуации.


Всё это поможет вам развивать критическое мышление и искать разные подходы. В РПГ вы одновременно и шахматист, и шахматная фигура. Вы научитесь оценивать ситуацию с разных точек зрения и будете всегда уверены, что найдёте выход (из заполненной гоблинами пещеры).


Просто удовольствие


image


Вспомните момент в прошлом, когда вы сделали что-то немножко глупое. Может быть, пошутили на вечеринке или упали во время танцев на чьей-нибудь свадьбе. В общем, сначала вы смущались, а потом стали вспоминать этот момент как что-то очень смешное. Примерно то же самое и с настольными РПГ.


Здесь половина удовольствия заключается в отрыве от реального мира. Игра словно возвращает в детство. Садясь за стол, вы как будто опять оказываетесь во дворе, переживая переключения, спасая мир. Скажите честно — кому это не нравится в глубине души?


С чего начать?


image


Наверно, труднее всего вам будет сделать именно первый шаг в мир ролевых настолок. Возможно, следующие советы помогут вам в этом.


Для начала выберите игру, которая вам интересна. Наверняка вы растеряетесь от разнообразия игр, но это означает, что здесь каждый может найти себе что-то по душе. Научная фантастика, фэнтези, истории про вампиров, оборотней, супергероев, миры Говарда Лавкрафта, зомби, пришельцы, «Звёздные войны», бойцовские игры… Короче, на любой вкус. Если вас не увлекает мир конкретной игры, то, скорее всего, и удовольствия вы не получите. Так что уделите внимание выбору.


Навскидку можно посоветовать такие популярные игры:



Если никак не получается определиться с выбором, зайдите в магазин настольных игр и спросите совета у продавца и посетителей. Вы наверняка услышите достаточно рекомендаций.


Определившись с игрой, узнайте, что для неё понадобится. В большинстве случаев это как минимум экземпляр игровых правил. Бывает, что нужна какая-то книга, а сто̒ят они примерно от 40 долларов. Поищите информацию в сети, изучите предложения интернет-магазинов. Большинство игр предлагаются и в цифровых версиях, которые обойдутся существенно дешевле.


Что вам ещё может понадобиться:


  • Руководства мастера подземелий или гейм-мастера.
  • Кости. Во многих играх используются специальные кости, у них больше или меньше граней, чем у кубиков.
  • Карандаши. Не ручки!
  • Стол. Чем больше места для книг и карточек персонажей, тем лучше.
  • Люди. Без компании играть не получится. Идеально, когда игроков четверо-пятеро.

Далее хорошенько изучите правила игры. Не нужно их зубрить, достаточно как-то ориентироваться, знать базовые положения. Если вы знаете кого-то, кто уже играет в эту игру, то попросите вас научить. Может быть, вы присоединитесь к уже сложившейся компании, чтобы поиграть и прочувствовать. Если чувствуете себя слишком неуверенно, поищите видео о том, как играть в данную игру.


Не стесняйтесь предложить друзьям и знакомым поиграть вместе. В крайнем случае всегда можно найти себе компанию на профильных форумах.


Главное — не идите на поводу у предрассудков и стеснительности. Попробуйте хотя бы раз поиграть в настольную РПГ. Вам наверняка понравится.

Mail.Ru Group 294,61
Строим Интернет
Поделиться публикацией
Похожие публикации
Комментарии 34
  • +1
    И всё-таки D&D лучше начинать с Advanced Dungeons & Dragons 2nd edition. Оно атмосфернее и гораздо больше культурных ссылок именно на него.
    • +1

      Это, конечно же, дело вкуса, но 5я редакция D&D довольно хороша, и новичкам, желающим поиграть в героическое фэнтези, я бы рекомендовал её.

      • +1
        Согласен с вами, 5я редакция вполне себе хороша, и как тут выражаются «гуманнее к новичкам».

        А вообще заметил что большинство людей любят ту редакцию с которой начинали и в которой провели больше всего времени. Из моего круга почти все любители 3,5.
        • 0
          Ну, синдром утенка никто не отменял. Вообще ДнД среди ролевых систем — это примерно как Монополия среди настолок. Все знают, почти все играли, очень поулярна…
      • +2
        С AC который чем меньше, тем лучше и стартует вроде бы с 10? С THAC0? С мультиклассингом и дуалклассингом?
        Я не знаю насчёт атмосферности, но наркомании там точно больше.
        Никому в 2018 ADnD2 не посоветую и уж точно не как стартовую систему.
        • +4
          Атмосферность создает мастер, а не редакция.
          • 0
            За сим, вечер горячего обсуждения достоинств и недостатков редакций D&D объявляется открытым! Кидайте инициативу!
          • 0
            Пятое издание такое себе. Лучше уж 3.5 хотя бы, если не 2. ;)
            • 0
              Да чего уж — если надоела лёгкая жизнь, надо сразу Shadowrun. :)
            • +1
              Сейчас вожу партию по стартовому набору Pathfinder и в сравнении с D'n'D он «гуманнее» к новичкам. Pathfinder активно поддерживается, текущий corebook уже локализован и легко отыскивается в одной популярной ритейл-сети настолок, а летом выйдет вторая редакция, которая так же будет локализована.
              • +4
                Навскидку можно посоветовать… Dungeons & Dragons

                Вообще с D&D очень много возни, навскидку я бы советовать не стал, особенно начинающим.
                • 0
                  Ну вот хз, пятая редакция — куда проще того же Pathfinder (и 3-3.5 редакций D&D соответственно), и возни там куда меньше. А ключевое достоинство среди прочего в том, что есть большое сообщество и активная поддержка. Тут как с программированием — даже если сложность внезапно окажется чуть выше (а пятая редакция у человека, умеющего читать и не додумывать лишнего, вопросов вызывать почти не должна, если честно), размер коммьюнити позволит решить больше сложностей за меньшее время, нежели чуть более простое, но никому не известное. Хотя опять же повторюсь — «пятёрка» механически очень проста в большинстве ситуаций.
                • +2
                  Как уже отмечалось, настольные РПГ чуть более чем на 100 % состоят из социального взаимодействия

                  Социальное взаимодействие может составлять совсем ничего в манчкинских партиях, где игроки задрачивают циферки и правила.

                  Во всех настолках, игроки конечно должны хотеть получить удовольствие, но наверное минимум 50% успеха зависит от Мастера.

                  Опять же, для атмосферности не так важно, какая ревизия DnD используется — игру создает Мастер. И наличие удобных материалов и инструментов — скорее вопрос комфорта.

                  Если по пятой ревизии есть реально удобные кроссплатформенные калькуляторы, а 3.5 считать руками в тетрадке, то я бы склонился к пятой.
                  С другой стороны, кто-то мог привыкнуть к древним экселькам с готовыми формулами и макросами.

                  P.S. 1.5 годовая партия за плечами.
                  • 0
                    В хипповской юности практиковали игры вообще без правил (кодовая классификация «ситуационка»). По смыслу похоже на текстовые адвенчуры или книги Браславского только многопользовательские и с придумыванием на ходу. Было весело.
                    • +1
                      Все вышеперечисленное — это не игры. Это системы.

                      А сама статья — мало того, что перевод (потому что самих настольных ролевых играх написано достаточно и на русском языке), так еще и перевод такой статьи, которая сама по себе антиреклама НРИ.

                      Теперь немного ссылок, чтобы не быть голословным.

                      Вики, НРИ
                      RPG Wikia: Настольные ролевые игры
                      Что такое настольная ролевая игра? (студия 101) (к студии101 не имею отношения, т.е. не реклама)

                      А еще есть Форум «Мир ролевых игр», куча каналов в телеграме и великое множество других систем, сеттингов и миров.

                      P.S. 20 лет стажа.
                      P.P.S. И да, вы играете в неправильные ролевые игры неправильно.
                      • –1
                        На самом деле я немного неверно выразился (но уже поздно исправлять).

                        Такой непрофессиональный перевод + куча нетематических картинок (тогда как в оригинальном тексте оформление только по делу) — антиреклама настольных ролевых игр.

                        А оригинальную статью 2015 года вполне стоит прочитать… на языке оригинала.

                        Термин «Настольные РПГ» вообще не имеет права на существование.
                        • +3
                          P.P.S. И да, вы играете в неправильные ролевые игры неправильно.


                          Д'Артаньян в треде.
                          • 0
                            Это малопонятная за пределами НРИ-тусовки шутка.
                      • +1
                        Для начала лучше попробовать что-нибудь более лайтовое, например, Fiasco или InSpectres. Во-первых, они весёлые. Обе системы про сторителлинг и более приближены к реальности, чем маги и гоблины. Во-вторых – быстрые. Одна игровая встреча = один сюжет. В-третьих – простые. Никаких многотомников с правилами боёвок, никаких мучительных непонятных процессов создания персонажа. Правила читаются за час, объясняются за 10 минут. Идеально, чтобы попробовать и втянуться.
                        • 0
                          Спорно (в обе стороны, впрочем, спорно, но я по очевидным причинам озвучу оппонирующую) — кому-то сторителлинг как раз даётся сложнее — в конце концов, настольные ролевые игры, начиная с ДнД, пошли от варгеймов технически. И подробно описанное «шасси», которое, кстати, никто не мешает (а точнее прямо поощряет, если есть желание) модифицировать, чётко описывающее, как разрешаются те или иные ситуации, может сильно помочь новичкам.
                        • +1

                          Несмотря на стрёмный извиняющийся тон статьи, настольные ролевые игры это действительно прекрасно. Играем в них много лет одной и той же отличной компанией. Правда, у нас это про сторителлинг, а не про боёвки. Для статистики — играем по Старому Миру Тьмы, от вампиров до демонов и подменышей.

                          • 0

                            Кстати, если кому нужен дайс роллер для Мира Тьмы — телеграмм бот @WodThrowBot

                          • +3
                            Ну и по традиции:

                            Идет партия через горы. Мастер:
                            -Гном, вы оступились и падаете в пропасть. Ваши действия?
                            Гном:
                            -Быстро-быстро машу руками.
                            -о_О кидайте кубик!
                            (кидает) 20!
                            -еще раз!
                            -20!
                            -ну ка дай сюда кости! (мастер кидает сам) 20! 20!

                            Мастер, вздыхая:
                            -Ваша партия с офигевшими лицами смотрит, как гном в полном боевом облачении, махая руками, вылетает из пропасти
                              • +1
                                Раз уж начали вечер баянов, как не вспомнить про
                                Паладина и Газебо
                                В ролях:
                                Эрик — паладин
                                Эд — Dungeon Master
                                Газебо — Газебо

                                ED: Ты видишь ухоженный сад. Посреди него, на возвышении, стоит газебо.
                                ERIC: Газебо? Какого оно цвета?
                                ED: Хм, белого.
                                ERIC: Далеко до него?
                                ED: Метров пятьдесят.
                                ERIC: Большое?
                                ED: Ну-у… метров 10 на 5.
                                ERIC: Я использую меч, чтобы определить добро в нем!
                                ED: Бесполезно, Эрик. Это газебо.
                                ERIC: Э-э… я зову его.
                                ED: Оно не отвечает. Это газебо.
                                ERIC: Убираю меч, вытаскиваю лук и стрелы! Оно как-то реагирует?
                                ED: Нет, Эрик, это газебо.
                                ERIC: Стреляю из лука! Что там?
                                ED: Там газебо, а из него торчит стрела.
                                ERIC: Оно ранено?
                                ED: КОНЕЧНО, НЕТ, ЭРИК, ЭТО ГАЗЕБО!
                                ERIC: Но это же была стрела +3?!
                                ED: Это газебо, Эрик. ГА-ЗЕ-БО! Если ты хочешь навредить ему, думаю, тебе стоит попробовать порубать его топором или сжечь. Но я в душе не ебу, зачем оно надо. Это, блядь, газебо!
                                ERIC: У меня нет топора и огненной магии. Я убегаю.
                                ED: Нет. Уже поздно. Ты разбудил Газебо. Оно ловит и съедает тебя.
                                ERIC: Ну, я сейчас накидаю огненного мага. Он отомстит за моего паладина.

                                Если что, газебо - это что-то вроде:
                                image



                              • 0
                                А для меня все-же настолка это как раз тускло освещенный подвал с людьми кидающими кубики. Правда странных одеяний не было.
                                Такой вопрос, а есть телеграм каналы с такими играми? Я знаю что существую форумы, но там все слишком медленно
                                • +1
                                  Играть через чат неудобно. Чуть быстрее, чем через форумы, но все равно привязывает всех участников процесса к чату. А если их не двое, а пятеро?

                                  Поэтому, если нет возможности играть в реале — через сеть играют голосом (хэнгаут, тимспик или дискорд) + инструменты типа ролл20. Я предпочитаю тимспик и инструменты собственной разработки.

                                  Телеграм-каналы я использую для внеигровой координации + на игре что-то сообщить приватное + картинки кинуть и всякое такое.
                                  • 0
                                    Есть куча людей играющих в Дискорде и прочих скайпах, используя тот же roll20 для бросков и хранения чарлистов.
                                    Конечно проблема в том что в интернетах шанс наткнуться на неадекватного или неответственного соигрока меньше (по моему опыту в онлайн-играх без предупреждения отваливаются в последний момент раз эдак в пять чаще)
                                  • 0
                                    Креативность, общение, удовольствие… А где обещанные неожиданные-то преимущества?
                                    • +3

                                      Основная проблема подавляющего большинства статей, пытающихся популяризовать настольные РПГ — они написаны с позиции человека, на полном серьезе отвечающего на вопрос "А вы уже перестали пить коньяк по утрам?" Читатель еще знать не знает, что это за игры такие, а ему с ходу начинают втирать "Нет, вы не подумайте плохого, на самом деле это не развлечение для оторванных от реальности фриков". Как это воспримет нейтральный читатель? Правильно, как "о боже, опять фрики какие-то".


                                      Вот и здесь прямо во первых строках какие-то подвалы, странные одеяния, и т.п. Это блин вообще откуда, зачем и какое отношение имеет собственно к предмету статьи?

                                      • 0

                                        The Big Bang Theory //занудство

                                        • 0
                                          1. Без красивой девушки в сексуальном наряде на фото, это «собрание» выглядело бы очень уныло и очень странно.

                                          2. Я сам играю, например, в Вордоф… (не буду рекламировать), и знаю пользу, польза есть… Но (!) когда ты играешь в игру как в шахматы и это реально даёт результаты лучше и пользу… Однако, в игре той включается что-то еще типа азарта механизма, из-за которого просаживают деньги в «одноруких бандитах»… Зависаешь в игре и в ущерб чему-то еще.

                                          3. Да, «командный дух» и всякое такое — это понятно, но там же ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ (!) им надо уже в реальных делах командный дух тренировать, а не «оттачивать» в играх до бесконечности — ибо это не тренировка, а компенсация… Тренировка — она реальна и хоть и проходит в виде игра, но это другое — это мозговые штурмы, это упражнения на развитие индивидуальной и групповой творческой составляющей (креативности) и многое другое.
                                          • 0
                                            Играли в Корону Эмбера, много раз. Там есть некоторые косяки в правилах, но очень затягивает

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое