Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов

    Ранее мы уже писали о музыкальных инструментах, которые необычно звучат и интересно выглядят, но не становятся популярными. Они, что называется, «известны в определенных кругах» — например, среди поклонников этнической музыки или в субкультуре.

    Ещё с помощью инструментов с нестандартным звучанием решают необычные творческие задачи, экспериментируют и создают новое прочтение традиционных мелодий.

    Одна из таких сфер, где необычные музыкальные инструменты используются довольно часто — озвучка фильмов ужасов. Разбираемся в особенностях этого жанра и инструментах, которые в нём используются (или могли бы использоваться).


    Фото Slippy Rande Archer / CC BY-ND

    О важности звука и разнице подходов


    Звук важен для нагнетания саспенса и создания атмосферы. Даже самые чудовищные монстры не внушают должного уровня страха и ужаса, если они остаются тихими болванчиками — особенно в нашей культуре, где немое кино способно увлечь лишь как предмет ностальгии.

    Более того, верно и обратное — звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима — в монстров.

    Цель традиционных музыкальных инструментов — создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх-ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию — оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.

    Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов — они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.

    В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе — регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.

    Вотерфон


    Инструмент, который используется преимущественно для записи саундтреков к фильмам, где создает необычное, неземное или пронзительно резкое звучание. Был изобретен в 1968 году Ричардом Уотерсом (Richard A. Waters). Его можно услышать в саундтреках к фильмам «Матрица» и «Полтергейст».

    Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим. Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.

    Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.

    Сам Ричард Уотерс объяснял, что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть — звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».

    Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке — один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов — были случаи, когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь косаток.

    Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.

    Яйбахар


    Этот музыкальный инструмент — недавнее изобретение турецкого музыканта по имени Гёркем Шен (Görkem Şen). Звучанием он напоминает электронную музыку из старых фильмов ужасов, хотя яйбахар — акустический инструмент, который ничего электронного не содержит.

    Основные составляющие яйбахара — длинный гриф (наподобие гитарного) с двумя струнами и мембраны (большая и малая). Мембраны соединяются с грифом двумя длинными пружинами, которые начинают вибрировать при каждом прикосновении. Музыкант извлекает звук смычком, а вибрация струн, отражаясь от мембран, причудливо преломляется, создавая эффект эха. Ещё по мембранам можно бить, как по элементам ударной установки.

    Кстати, яйбахар довольно быстро нашел поклонников — некоторые из них создают собственные инструменты подобного рода. Например, в этом блоге один из энтузиастов подробно рассказывает о том, как и из чего сделал свой собственный яйбахар.

    Шен играет на яйбахаре и собственные импровизации, и музыку, написанную для других инструментов — например фортепианные произведения французского композитора Эрика Сати. Но, вероятнее всего, совсем скоро этот инструмент с его инопланетным звучанием откроют для себя и композиторы фильмов ужасов.

    The Apprehension Engine


    Настоящий «заводик» по производству звуковых эффектов для фильмов ужасов.

    Этот инструмент (или точнее — целую систему инструментов) создал гитарный мастер Тони Дугган-Смит (Tony Duggan-Smith) по заказу композитора Марка Корвена (Mark Korven). Сама суть этого инструмента — издавать звуки, которые пугают и вызывают ужас.

    Инструмент состоит из нескольких железных линеек, пружинных ревербераторов, металлических прутов и струн. Играть можно как смычком (например, извлекая чудовищные звуки из металлических спиралей), так и руками.

    «Двигатель восприятия» создает причудливое и совершенно немелодичное, тревожное звучание, причем всегда разное — извлечь из него два абсолютно идентичных звука довольно сложно. Возможно, скоро The Apprehension Engine Марка Корвена не будет единственным — судя по всему, создатели планируют в какой-то момент выпустить инструмент в массовую продажу.



    Интересное о звуке — что еще мы предлагаем почитать по теме в эти выходные:



    • +25
    • 11,6k
    • 9
    Аудиомания 218,35
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 9
    • 0
      Godsmack, видимо, музыку пишут на самом деле на последнем гкхм… Инструменте.
      Вообще люди забыли, что в фильмах ужасов не музыка должна быть ужасающей, а история.
      Ох уж эти фильмы со звуком…
      • +3
        Ну, звук частенько способен из просто хорошего фильма сделать шедевр, кмк
        • +1
          в 1940 году Аарон Копланд (Aaron Copland) определил, как музыка дополняет видеоряд:

          — Создает более убедительную атмосферу времени и места
          — Подчеркивает психологическую утонченность
          — Выступает в роли фона
          — Создает чувство непрерывности происходящего
          — Подкрепляет происходящее на экране и придает ему чувство завершенности
        • 0
          В неваляшке похожий вотерфон был.
          • +1
            Яйбахар эпичен! Правда хз как он вообще на нём играет. Там же всё должно влиять на всё. Хотя может чего просто не понимаю.
            • 0
              Сюда хорошо бы вписалась тритара, она же Y-string. Но сейчас демок её звука в сети почти не осталось. Вот на ютубе немножко нашлось.
              • 0

                гляньте видео Einsturzende Neubauten начала 90-х, вот где ребятки резвились:
                игра напильником на панцирных сетках от кроватей и другие мужские удовольствия )))

                • +1
                  «Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке — один инструмент стоит от 1100 долларов».

                  Он изобретён в 1968 году, значит, патент давно не действует. Если речь о товарном знаке — то производить такие инструменты имеет право кто угодно, называя их по-другому.
                  • 0
                    Ну так «настоящий» – явно и имеется ввиду genuine, с названием вотерфон. Настоящий аспирин может производить только байер, а упса – тот же химсостав, но – извините, упсарин.

                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                  Самое читаемое