Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого

    Еще 5-7 лет назад идея покупки или производства виниловой пластинки казалась совершенно неуместной. Так или иначе, сегодня винил можно без проблем найти на полках профильных магазинов, а приобретение пластинок, проигрывателя или других аксессуаров по теме воспринимается чем-то само собой разумеющимся. Вопреки распространенному мнению о закате эпохи винила, продажи пластинок растут. Свежий пример для США — из 10 новых альбомов, проданных на физических носителях в прошлом году, один — был на виниле.

    С другой стороны, гибкие пластинки, хорошо известные в Советском Союзе, на первый взгляд, прекратили свое существование уже более 15 лет назад. Тогда и компания Evatone — пионер массового рынка гибких пластинок — остановила производство некогда очень востребованного продукта. Однако, энтузиасты до сих пор используют этот носитель.

    Например, австралийская рок-группа Tame Impala осенью прошлого года выпустила коллекционную версию своего альбома на гибкой пластинке; лейбл Joyful Noise издал целую линейку альбомов; а Third Man Records продает наушники в комплекте с гибкими пластинками.

    Предлагаем узнать немного об истории носителя и о его возможном «возрождении».


    Фото Piotrm00 / PD

    Гибкие пластинки могут быть как односторонними, так и двусторонними. Они изготавливаются в различных цветах — встречаются синие, белые, зеленые, желтые или полностью прозрачные экземпляры. Процесс производства гибкой пластинки схож с изготовлением традиционного винила. В случае с гибкой пластинкой им выступает тонкий гибкий лист ПВХ-пленки. В процессе штамповки лист обрезается до конечного размера и обретает привычную форму пластинки.

    Существенное преимущество (но и проблема) гибких пластинок — их вес. Он составляет от 4,5 до 6,5 граммов, что в разы легче классического винила (тем более шеллачных пластинок). За счет этого пластинка может переставать вращаться под весом иглы проигрывателя. Поэтому гибкие пластинки иногда клали поверх обычного винила, чтобы не допустить «зажевывания».

    Еще одно важное различие между двумя форматами — качество звучания. Гибкие пластинки могут давать гораздо больше шумов, природа которых — микроскопические трещины на поверхности носителя. Здесь все зависит от качества производства.

    Советский Союз: «музыка на ребрах» и «Кругозор»


    Официальных каналов для знакомства с рок-н-роллом у советских граждан не было, поэтому по аналогии с самиздатом в стране появился подпольный рынок пластинок. Роль уникального носителя заняли рентгеновские снимки, которые обеспечили популярность так называемой «музыки на ребрах» — на снимках можно было рассмотреть грудные клетки и черепа пациентов.


    Фото Dmitry Rozhkov / CC BY-SA

    По своей сути «музыка на ребрах» — это первый случай массового ажиотажа вокруг формата гибкой пластинки. Конечно, в таком исполнении качество звучания таких носителей было достаточно низким, но впоследствии носитель был поддержан Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» — с 1964 года в СССР начал выходить ежемесячный журнал «Кругозор».

    Приложением к нему служили гибкие пластинки с песнями звезд советской эстрады и записями передач. В 1968 году появилось детское дополнение к «Кругозору» — «Колобок», каждый номер которого также сопровождался гибкими пластинками со сказками и музыкой.

    Журнал пользовался популярностью — новые номера быстро раскупались и становились дефицитным товаром. От выпуска пластинок было решено отказаться только в 1992 году. В этом же году «Колобок» прекратил свое существование.

    Гибкие пластинки за рубежом


    Первое массовое производство гибких пластинок появилось в 1950-х годах в Великобритании. Качество этих носителей было совсем низким. На новый уровень носитель смог перейти, когда Evatone удалось создать более совершенный с технической точки зрения продукт и запустить его массовое производство в 1962 году. Технология строилась на разработках основателя компании Эвана Эванса (Evan Evans) и его сына. Они сконструировали прессовое оборудование, которое было способно производить тысячи экземпляров в час.

    Запатентованный продукт получил название «Evatone Soundsheet». В его производстве использовался поливинилхлорид. Себестоимость гибких пластинок была намного ниже стандартных, а благодаря гибкости и легкости их было легче хранить и транспортировать.

    Несмотря на все недостатки, они были удобнее шеллачных дисков и быстро нашли свое место в качестве бонусных материалов, например для журналов. Популярность формата позволила расширить компанию Evatone с десятка сотрудников (1960 год) до более двухсот к 1982 году.


    Фото Jonathan Lin / CC BY-SA

    Существенный вклад в популяризацию формата внесли рождественские альбомы Битлз. Ограниченный тираж пластинок содержал уникальные записи и аудиопослания музыкантов своим почитателям. Традиция сохранялась с 1963 по 1969 годы, а совсем недавно, в декабре 2017 года, Apple Corps Limited выпустили тематический бокс-сет.

    Есть мнение, что частичный переход на гибкий носитель поспособствовал успеху легендарного альбома Дэвида Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders From Mars» в 1972 году. В условиях большого спроса музыкальный лейбл RCA Records беспокоился о дефиците винила и возможности своевременной доставки в магазины нужного количества экземпляров. В этой ситуации было решено задействовать формат гибких пластинок, который предложил сам лейбл в 1969-м, он назывался Dynaflex.

    Группа ABBA также задействовала этот формат в конце 70-х — для концертных записей одного из своих туров. Они выходили ограниченным тиражом и полагались в качестве подарка детям, участвующим в распространении книг и журналов издательства Jultidningsförlaget. В то же время британская группа The Human League выпустила пластинку «Flexi Disc» с синглом «Dignity of Labor», который, как можно понять из названия, создавался специально для гибкого носителя.

    В 60-е, 70-е и 80-е издательства и журналы использовали этот носитель для распространения промозаписей и бонусных материалов. В начале 1960-х японское издательство комиксов Asahi Sonorama выпускало журнал, приложением к которому служили так называемые «Sonosheet». Отдельные экземпляры сейчас продаются на eBay по 40 долларов за штуку.

    В 80-е выходило сразу несколько журналов, распространявших гибкие пластинки в качестве промо для новых артистов. Одним из них был Keyboard Magazine. Другим ярким представителем эпохи служил Flexipop — журнал, проработавший до 1983 года.

    Не только для музыки


    Одна из характерных историй 80-х — конкурс от McDonald's с использованием пластинок и ремейка трека «Life Is a Rock». Компания распространила 80 млн записей, на которых хор зачитывал меню McDonald's под мелодию оригинальной композиции.

    Все пластинки, кроме одной, содержали неудачные попытки исполнителей — им не удавалось повторить весь список блюд, не сбившись (вот как это звучало). По правилам конкурса обладателю единственной пластинки с удачной попыткой полагался 1 млн долларов (и он его получил).

    Еще одно применение гибких пластинок — голосовые открытки. Такой подход был использован даже в президентской кампании Ричарда Никсона. Более миллиона записей с речью политика рассылали избирателям в ключевых штатах. Сейчас подобие аудиооткрыток для различных целей предлагает компания Pirates Press.

    Носитель нашел себя и в образовательной, и в гуманитарной сферах. Evatone и издание Talking Books начали выпускать мультимедийные материалы на гибких пластинках для слабовидящих людей еще в конце 60-х годов. Заказчиком выступала Библиотека Конгресса.

    Она распространяла тысячи копий по 40 журналам. Это сотрудничество продлилось вплоть до прекращения массового производства гибких пластинок. К концу 80-х Библиотека являлась одним из крупнейших заказчиков для Evatone.

    Гибкие пластинки послужили и для записи звуков природы. Национальное географическое общество США выпустило коллекцию пластинок со звуками, издаваемыми птицами. На носителе можно услышать пение сойки, свист соловья и звуки десятков других видов птиц.

    В 1979 году National Geographic бесплатно распространял с журналом запись «песни» горбатых китов, сделанную ученым Роджером Пейном (Roger Payne). Сейчас эти пластинки можно найти на различных онлайн-аукционах. В свое время запись рассказала миру о бедственном положении китов и помогла в борьбе с незаконным китобойным промыслом.

    Фото Staffan Vilcans / CC BY-SA

    Одной из самых удивительных сфер применения технологии стало распространение компьютерных программ. Первые патенты на использование гибких пластинок в качестве носителя для игр и программного обеспечения были выданы в начале 1970-х.

    С середины 70-х журналы для любителей компьютерных игр включали приложения для ZX Spectrum, Commodore 64 и других микрокомпьютеров. Эти приложения были записаны в формате Floppy-ROM. Данные с пластинки передавались с помощью промежуточной записи на аудиокассету (почитать про ZX Spectrum на GT можно здесь).

    Настоящее и будущее


    Итак, винил переживает возрождение. То же можно сказать о гибких пластинках. В 2010 году компания Pirates Press построила собственное производство этих носителей. Они изготавливают пластинки по заказу независимых лейблов и крупных артистов, включая Foo Fighters и Джека Уайта.

    По словам Эрика Мюллера (Eric Mueller), основателя компании, традиционные виниловые пластинки растут в цене, и никому не придет в голову использовать их для промоакций, а гибкие пластинки до сих пор остаются пусть и не самым, но достаточно дешевым носителем. Музыканты используют его в маркетинговых целях, предлагая отдельные треки на прослушивание.

    В пользу того, что формат не изжил себя, говорит и недавний запуск производства гибких пластинок PizzaDischi, независимой звукозаписывающей компанией из Италии, в сотрудничестве с лейблом European Slimer Records.

    Очевидно, у формата есть слушатель — на eBay, Amazon и прочих онлайн-площадках продаются сотни гибких пластинок. Что еще более важно для будущего носителя, у него есть заинтересованная сторона, которая готова поддерживать его существование.

    Речь идет о начинающих исполнителях. Выпуск альбома на физическом носителе требует средств, но вместе с тем помогает артистам обратить внимание друзей и ближнего круга знакомых на свое творчество. Автор музыкального блога Деррен Роббинс (Darren Robbins) утверждает, что выпуск 1000 двусторонних гибких пластинок стоит примерно 1250 долларов. Для решения этой задачи музыканты даже собирают деньги на Kickstarter.

    С учетом интереса к формату как со стороны слушателей, так и со стороны авторов и производителей, а также совместимости с проигрывателями для винила, гибкие пластинки имеют все шансы на «частичное» возрождение в виде интересного дополнения к тематическим изданиям и физического носителя, позволяющего знакомиться с творчеством новых исполнителей.



    P.S. Еще немного исторических и тематических материалов из нашего «Мира Hi-Fi»:




    В эти дни Аудиомания проводит «Кибернеделю». Она продлится до 31 января включительно. В распродаже участвует более 400 товаров с честными скидками до 50%.


    Аудиомания 201,69
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 49
    • +1
      В детстве не понимал, как нормально проигрывать эти пластинки, поэтому большая их часть использовалась не по назначению — в духе чего-то вроде фрисби — как следствие, пропала. Сейчас мог бы быть в тренде, хоть и проигрыватель уже неизвестно где ¯\_(ツ)_/¯
      • +2
        А что там было непонятного? Кладешь на блин, совмещая дырочку с пимпочкой. Сверху аккуратно иглу (чаще всего не аккуратно). И потом: «хочешь послушать сказочку… чик… хочешь послушать сказочку… чик… хочешь послушать сказочку… чик».
        • 0

          Я рамштайн на таких слушал в лохматых 90х, так что не обязательно сказочку :) С журналами они часто рассылались.

          • +1
            Дык раммштайн появился в 94-ом. Это ж уже были касеты везде. Даже бобины отмирали.
            • 0

              Была у нас фонотека в городе с преобладанием музыки на виниловых носителях. Туда я и ходил, порой, вместо школы. А так да, у меня дома даже не было прогрывателя грампластинок, только кассетиники.

          • 0
            Как правило с краю была разгонная спиральная дорожка куда можно было бросать иглу как попало :)
            • 0
              Повезло вам. Я раммштайн где-то в 98 услышал.
              • 0
                Если не жалко иглу...)
                • 0
                  в 10 лет об этом не задумываешься :)
          • 0

            Чем "игра на костях" не аналог сделай-сам гибких пластинок?

            • +1
              На костях музыка нарезалась, а гибкие пласты штамповали с матриц как обычный винил, разница только в технологиях специфичных для материала.
            • –1
              Еще 5-7 лет назад идея покупки или производства виниловой пластинки казалась совершенно неуместной


              Что, простите?
              Сорри, но мне кажется — вы совершенно не в теме.
              • –1
                Копирайтер пытается придать топику оттенок моды, а так же актуальности, и таким образом спроецировать на лох… слушателя чувство соответствия.
              • 0
                Есть у меня старый «Справочник радиолюбителя» (60-х годов). Там есть конструкция самодельного рекордера для записи таких «пластинок» (музыки «на костях»). Вполне рабочая конструкция.
                А в конце 70-х — начале 80-х в маленьком киоске (во Всеволожске, Лен.обл.) можно было записать звуковую «открытку» и песни из каталога. Были там и БониМ, и Чингизхан и много другой зарубежной музыки. С магнитофонами тогда сложновато было.
                • 0
                  Стало интересно, можно ли сейчас передавать программы на бумажном носителе (типа QR-кода), чтобы его легко можно было сосканировать и запустить или, хотя бы, скомпилировать. Кроме очевидной распечатки исходников или hex-кодов, может есть готовый формат, который более менее стандартизирован?
                  • 0
                    Только в качестве арт-проекта. Плотность информации ничтожна по сравнению с флэш-памятью, простота доступа несравнима с мобильным интернетом.
                    • 0
                      Да, объем совсем небольшой, но зато и цена такого носителя стремится к нулю. Хотя нельзя не согласится, что с почти повсеместным проникновением интернета, эта штука не слишком нужно. Однако, нужен запасной вариант вместо «флешконета», если все отключат.
                      • 0
                        Цена CD болванки также стремится к нулю, при сравнимой с бумагой надежности и на порядки большей емкости.
                        На случай «если все отключат», лучше иметь жесткий диск на несколько терабайт.
                        • 0

                          На бумаге информация останется читаемой в течении первых сотен лет. А вот сколько времени протянет информация на обесточеном жёстком диске — вопрос не имеющий однозначного ответа, особенно если учитывать ещё и изменения интерфейсов.
                          Но жёсткий диск действительно проще.

                          • 0
                            Ну да, а еще бумага не горит и ее не едят насекомые и плесень, чернила не растворяются от сырости и т.д. :)
                        • 0

                          Соотношение цена/объём тут вовсе не стремится к нулю.

                      • 0
                        Поздравляю! Вы случайно перфокарту.
                        • 0
                          Для перфокарты надо оборудование специальное. Для печати и считывания напечатанного — полно всего.
                          На самом деле, QR-код отлично работает, только там объем совсем несерьезный — из-за возможности скачать информацию по ссылке, которая в QR-код и записана. Возможно, это самый разумный вариант и есть.
                          • 0
                            Возможности современных смартфонов вполне позволяют считать перфокарту, сфотографировав ее на контрастном фоне, так же как они считывают QR код. Не удивлюсь, если какой-нибудь гик уже написал соответствующее приложение :)
                            • 0
                              Скорее всего да, получится. Вот только дырки вручную ковырять… как-то не очень. А еще, кажется, что на той же площади можно распечатать больше информации. Вроде дырки на перфокартах достаточно редкие были.
                              • 0
                                Плоттером можно дырки делать.

                                А вообще было бы интересно создать новый стандарт для перфокарт — с аналогичной характерной формой (упрощение «наведения» камерой телефона, поддержка механического считывания по старинке), поддержкой повышенной плотности данных (использовать алгоритмы по типу QR для упаковки вместо «сырых» данных), поддержкой и закрашивания и пробивания отверстий. А самое главное — более контрастным цветом чем желтый, что-бы держа карту с дырками в руке при фотографировании на телефон из-за телесного цвета руки сзади не сочло отверстия «закрытыми».
                        • 0
                          Ноты.
                          • 0
                            Стандартизированных нет. Но можно приспособить что-то вроде этого.
                            Помнится, предлагались гибкие CD, но увы, эта технология безнадежно опоздала.
                            • 0
                              At 600dpi, DataGlyphs/Microglyphs offer up to 1KB per square inch of data.
                              — это круто, но кажется, что не все, даже приличные сканеры, такое смогут нормально считать. Хотя да, можно просто сделать размер чуть побольше.
                              У меня получилось 96 килобайт, если всю страницу A4 заполнить. А это не так уж и мало, примерно треть хорошей книжки без сжатия.
                              Если бы 96 килобайт можно было считать с журнальной страницы с помощью камеры телефона, то это вполне себе интересная технология.

                              • 0
                                Никакого практического смысла в этой технологии нет.
                                Фактически бесплатный CD-R имеет плотность в сотни тысяч раз больше. Более чем доступные DVD и microSD карты малой емкости — еще в несколько раз больше. Самый плохой мобильный интернет (если он вообще доступен) при правильной настройке передаст сотню килобайт быстрее, чем аккуратное сканирование листа А4. Современные технологии шифрования позволяют ограничить доступ к информации гораздо надежнее, чем аккуратно спрятанный носитель формата А4.
                                • 0
                                  Начнем с того, что вы покажите бесплатный CD-R. Фактически бесплатный, а не «как бы бесплатны». Потом мы посмотрим статистку продаж CD/DVD-читалок и ноутбуков с CD/DVD. Туда же и DVD, очевидно. Для microSD я только в прошлом году купил кард-ридер, правда брал я для чтения SD-карт, а microSD-слот там оказался случайно. Интересно, как много людей сейчас есть, у которых найдется способ прочитать microSD. Думаю, что мало. Варианты: вытащить из телефона свою microSD и поставить вашу, потом снова поменять местами, использовать слот для SD в ноутбуке с предварительным поиском адаптера, использовать кард-ридер для microSD. В этих способах нет ничего невозможного, но кроме варианта с кард-ридером именно под нужный формат, два других весьма неудобны (уж точно не проще, чем щелкнуть камерой телефона).
                                  Я к чему это все веду. Сейчас скачать, даже с плохим интернетом, намного проще, чем прочитать с диска/карты памяти. Вот только скачать можно не всегда, и далеко не всегда это бесплатно. Лист бумаги самый доступный и легкий носитель (microSD легче, но дороже). Вложить диск в журнал можно (туда даже плейеры вкладывают), но явно дороже, чем допечатать еще один лист.
                                  Если вопрос состоит в передаче секретов, то вариантов масса и распечатка далеко не самый лучший. А вот если нужно массово просто и дешево, то лучше бумаги найти что-то сложно. Даже сверхдешвые флешки на 64-128 мегабайт совсем не такие дешевые, как могло бы показаться.
                                  Однако, я думаю, что если такой универсальный формат не прижился, то необходимости в нем пока нет. А может и не будет.
                                  • 0
                                    Начнем с того, что вы покажите бесплатный CD-R.

                                    У меня дома валяется упаковка, лет семь назад купленная в Ашане, кажется за 25 рублей за 10 штук в джевеле. Приезжайте, отдам бесплатно :) Подозреваю, я не один такой.
                                    Рабочий DVD-RW привод недавно предлагал подарить незнакомый человек на форуме. С CD приводами еще проще.
                                    microSD емкостью до гигабайта никакой практической ценности не представляют, а производились миллионами в свое время. Наверняка их на мобильной барахолке можно получить кучу за символическую плату. Адаптер на SD тоже, а под него ридер есть в большинстве ноутбуков. Также и устаревшие кардридеры (до 2 Гб на SD карте).
                                    • 0
                                      Я так понимаю, что вы в Москве. Поездка в пару-тройку тысяч километров далеко не бесплатна. Карты памяти массово покупать по объявлениям не очень удобно. Тем более городить огород — карта+адаптер+кард-ридер.
                                      В общем, дешевый универсальный и простой носитель для данных типа дискеты или CD-R на текущий момент уже не существует. Конечно, есть USB flash, но уже появляются ноутбуки без классического разъема USB, а в телефонах его вообще не было никогда, и нужно выбирать флешку с двумя (а теперь, с появлением Type C и с тремя) разъемами. А главное, что объемы очень часто избыточны: перенести пару фоток, тексты или даже софт, можно на флешках в пределах 1-2 гигабайта (у меня просто меньше не было, наверное можно и меньше), но их уже не выпускают нормальные производители, так как цена не будет сильно меньше 16-32 гигабайт.
                                      Поэтому пока решаем вопрос пересылкой по почте либо ссылками через мессенджеры.
                                      • 0
                                        На самом деле не в Москве, но на суть это не влияет.
                                        Если мы говорим о текущем положении вещей, проблема передачи небольших объемов данных между смартфонами полностью решается беспроводными сетями. Даже при полном отсутствии сотовой связи проще передать данные по блютузу или вайфаю, чем распечатывать и сканировать специальным приложением лист А4 ради нескольких десятков килобайт.
                                        • 0
                                          А если надо передать сотне или тысяче человек?
                                          • 0
                                            Насколько я помню, во время протестов на Ближнем востоке несколько лет назад протестующие использовали специальные мессенджеры на одноранговых сетях между смартфонами, когда власти отключали сотовую связь.
                                            Совсем теоретически можно придумать ситуацию с ультра-тоталитарным государством, полностью контролирующим беспроводные сети, и хорошо организованным подпольем (или криминальной организацией), когда будет иметь смысл скрытно передавать данные через листовки или газеты, замаскированные под что-то безобидное, но это для политического технотриллера, а не для реальной жизни.
                                  • 0
                                    А остальные материалы на том же сайте не смотрели? :)
                                    По сути. это тот же QR-код, но малозаметный, имеющий значительно большую информационную емкость и способный принимать произвольную форму. Читается обычным сканером для штрих-кодов. Так что основное предназначение этой технологии — идентификация и защита от подделок. Но лет 15 назад эту или похожую технологию предлагали для хранения архивных данных.
                                    Для чего такой способ подходит почти идеально, так это для публикации прошивок для любительских устройств в журналах типа «Радио».
                                    • 0
                                      Для чего такой способ подходит почти идеально, так это для публикации прошивок для любительских устройств в журналах типа «Радио».
                                      Существование устройства для комфортного считывания таких кодов (смартфон с камерой достаточного разрешения либо специального сканера) делает все подобные технологии бессмысленными в 99.99% случаев.
                            • +1
                              Не понимаю, современного бума, связанного с винилом.
                              Если в XX веке записи производились в аналоговом виде, и в том же самом виде обрабатывались и записывались на бобины-винил, то сейчас-то все оборудование для записи и обработки — цифровое, и прежней «ламповости» не будет. То же самое, что слушать mp3 с плагинами, имитирующими шуршание пластики.
                              • 0
                                о сейчас-то все оборудование для записи и обработки — цифровое


                                В 1988 году в СССР* внезапно начался бум классической музыки — за короткий срок были распроданы все многолетние запасы пластинок с классической музыкой (да и с джазом тоже, но это было не так заметно).
                                Ларчик открывался просто — к нам стали наезжать челноки «оттуда» (на тот момент «оттуда», в основном, означало страны народной демократии). Люди, плохо владевшие русским языком, стремились приобщиться к великому наследию прошлого, скупая пласты коробками и увозя их чемоданами (кажется, именно тогда я впервые увидел чемодан на колесиках).

                                Как выяснилось в личной приватной беседе — это были не любители классики, а обычные спекулянты. В то время на Западе уже господствовали CD, а с винилом началась напряженка.

                                Так вот, истинные знатоки музыки стали платить большие деньги за винил (даже от фирмы Мелодия), так как по их мнению — цифра убила музыку.

                                Такой факт был для меня новостью, и на всякий случай я тоже пополнил свои запасы классики (благо она стоила недорого).
                                Годы спустя, после появления у меня соотв. аппаратуры — я провел ряд исследований на эту тему. Результат был неожиданный — музыка, перезаписанная с цифрового носителя на аналоговый носитель (магнитная лента) — звучала более приятно для слуха, чем проигранная на том же CD -плейере напрямую. Скорее всего, аналоговый носитель работал как некий фильтр, сглаживающий «ступенчатый», чисто цифровой звук.
                                И таки да, наиболее сильно этот эффект проявлялся при прослушивании классической музыки.

                                Лет десять назад я перестал покупать CD и переключился полностью на винил, благо к этому времени он снова появился в продаже. Эти пластинки были уже новыми, записанными с помощью цифровой техники, но джаз и классика на них звучат намного интереснее, чем с сухого CD
                                (плюс купить качественное ЭПУ проще, чем купить действительно хороший CD-плейер :)

                                *Возможно, не по всему СССР, а в тех городах, что находились в удобном доступе для туристов.



                                • +1
                                  Отличная байка, за державу не обидно, правда за неё и так не обидно…
                                  … ибо «советская классика» активно лицензировалась и издавалась, и не только на виниле и CD, я сейчас страшную вещь скажу, но CD не был убивцем винила, его убили компакт-кассеты и в упомянутом 88 в США этих кассет было продано в два с лишним раза больше чем винила и CD вместе взятых! Тут ещё надо заметить, что качество записи компакт кассет произведённых серийно, методом вмотки, стало доступно любителям лишь к концу девяностых в топовых деках от накомичи. От того индустрия и приняла кассету, что записать её хорошо было дорого, и при перезаписи качество ощутимо деградировало.
                                  В отличии от СССР, массового хождения катушечных магнитофонов в странах загнивающего капитализма не было, они были доступны лишь профессионалам и очень богатым любителям, но и ныне пребывают стандартом де-факто среди истинных ценителей.
                                  Ведь вместо того что-бы покупать тонарм по цене самолёта, можно легко и просто заплатить ансамблю или даже оркестру за эксклюзивную запись в историческом помещении и даже микрофоны расставить на расстоянии своих колонок, встроенных в стены… А винил — ширпотреб, с обрезанной панорамой, частотами, дд, итд :-)

                                  PS. Если что, я мастеринг инженер, не по специальности а реально работал им (и эпизодически продолжаю), и не только в России, тк специалистов осталось мало, а американцам и европейцам не по душе японский звук. Так что немного знаю о чём пишу.
                                  • –1
                                    но CD не был убивцем винила, его убили компакт-кассеты


                                    Всегда были люди «с ушами» и массовый нетребовательный потребитель.
                                    Фокус в том, что слушать музыку надо учиться (т.е. обучать мозг воспринимать звуки и интерпретировать их надлежащим образом), причем обучение занимает достаточно много времени. Мозг человека ленив, и тыц-тыц воспринимается легче, чем Брамс.

                                    К аудиофилии это не имеет отношения — там свои тараканы, опять же связанные с особенностями работы мозга человека (самовнушение и проч.)

                                    Все это к тому, что компакт -кассеты существовали не вместо винила, а вместе с ним.
                                    Люди «с ушами» музыку с кассет не слушали (разве что иногда потанцевать в хорошей и теплой компании) — бо задавленный звук с кассет слушать было просто невозможно.
                                    Классический образ слушателя кассет — это афроамериканец с тремя топорами на плече (или его советский аналог).

                                    Остальные благополучно пропустили кассеты мимо себя и перешли с винила прямо на CD (модно, престижно, удобно) — причем на CD фирменные, а не китайские (у которых качество звука, несмотря на цифровые технологии, было намного хуже)

                                    Катушечники же убило то, что с появлением CD — необходимость перезаписи с пластинки на ленту изжила себя полностью (ранее таким способом берегли ценные пласты от износа). На Западе пластинки были доступнее, поэтому и катушечники были менее популярны.
                                    А любой катушечник — вещь капризная, требует регулярного ухода и технического обслуживания, да и ленты надо хранить и использовать не абы как.
                                    Но никто, из людей «с ушами», в здравом уме и твердой памяти свой катушечник так и не выбросил — зайдешь в гости к старым знакомым — о, их Акай или даже «Иссык-Куль-101» стоит в шкафу на почетном месте. Есть люди, которые и мебель специальную заказали — с нишей под свой катушечник.

                                    заплатить ансамблю или даже оркестру за эксклюзивную запись в историческом помещении


                                    Это смотря какой ансамбль и в каком помещении. Соберите остатки битлов в Эбби роуд и напишите — во что обошлась такая запись в тонармах :)

                                    PS. Если что, я мастеринг инженер, не по специальности а реально работал им


                                    Если что, в молодости я занимался организацией проведения дискотек и культурно-массовых мероприятий (под этим псевдонимом проводились аналоги КВН).
                                    По ходу которых приходилось создавать миксы, сводить дорожки и озвучивать помещения. Термин «мастеринг инженер» тогда не использовался, но предполагаю — что это где-то тоже самое :)

                                    • 0
                                      >> А винил — ширпотреб, с обрезанной панорамой, частотами, дд, итд :-)

                                      >> задавленный звук с кассет слушать было просто невозможно

                                      Вас бы Эскобар рассудил =)
                                • 0
                                  Сейчас виниловые пластинки лучше воспринимать как и раньше — как часть оформления творческого продукта и это отличный(и лучший на данный момент, имхо) материал для этого.
                                  Т.е. передеть «обложку», «описание альбома», расположение песен(сторона А, Б, 2xLP и пр.)
                                  Так же это коллекционная вещь(любимые альбомы на полке — то, что мы теряем с появлением облачной музыки).

                                  Я за это готов платить деньги. Винил интересно искать, интересно находить, интересно слушать, интересно хранить, интересно «сводить», интересно «нарезать». Во всех этих вещах пока не один формат не приблизился по удобству к винилу.

                                  По поводу самой музыки — «Аналоговость» — согласен, не откуда не появится(хотя как выше написали «сглаживание» некое — есть). Но «шуршание пластинки» — будет аналоговым. И конечно — обратное возвращение звука на иглу при громком проигрывании в замкнутом помещении — это действительно хорошо звучит, и музыкальный сет с «карманов»(сд) и с «вертушек»(винил) — будет восприниматься совершенно иначе(если про «игру», то и само «шоу» — намного интереснее когда играют с винила, со сменой пластинок, «скретчами»/подкрутками и пр..)
                                • +3
                                  Бума нет, просто под натиском цифровой дистрибьюции падает audio CD, а винил растёт, но если глянуть в абсолютных цифрах, то никаким бумом и не пахнет, цифра давит всех, просто если сидюку есть куда падать, а винил с кассетами, он как российская экономика, ну вы там держитесь…
                                  … ну вот они и держатся, дело в том, что аналоговые носители, даже в их бытовом выражении, вполне катят как арт объекты, они никогда не будут массовыми, но всё таки будут покупаться и продаваться какое-то время, пока не уйдёт наше поколение
                                  • 0
                                    Вот сделали бы сейчас рекордер в пределах, ну, 5000 рублей, который мог бы нарезать как когда-то запись на рентгеновском снимке. А лучше — на старом ненужном CD, чтобы такой CD можно было послушать на виниловом проигрывателе) Я б купил такой.

                                    Я где-то видел такой самодельный рекордер, даже стерео. Игла, нарезающая канавку, просто жёстко приклеена к двум перпендикулярно стоящим динамикам, на которые подаётся сигнал. По идее сделать несложно, особенно в варианте 78 оборотов в минуту. Ну или хотя бы 45.
                                    Любители современного винила, скажите, какие сейчас новые проигрыватели в продаже? Только 33,3 и 45 оборотов, или 78 тоже бывают?
                                    • 0
                                      Хе-хе, дело-ж не в динах (хотя и в них тоже, и в усилях, и много ещё в чём), один только тангенциальный тонарм в 5 рублей обойдётся ли?
                                    • 0
                                      Известная вещь, если новый завод продал в прошлом году один мотоцикл, а в этом два, то это рост 200%. То же самое с пластинками. Их покупали очень мало, а потом стали покупать просто мало. Писаки могут рисовать заголовки «Бум винила». Причем, если посмотреть последние несколько лет, то этот «бум» продолжается уже достаточно долго. С каждым годом растут продажи. Но на насыщенном рынке так не бывает, постоянный рост возможен только если есть куда расти, когда рынок очень маленький и еще не охватил серьезные массы потребителей. Этот рынок еще долго будет «бумать». Думаю, пока какой-нибудь знаток не откопает китайский (а лучше какой-нибудь датский, норвежский — поэкзотичней) цифровой плейер, который будет шуметь и компрессить музыку «как винил». То есть будет хреновый, но в удачном месте.
                                      • 0
                                        «Колобок и Два жирафа» помню

                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                        Самое читаемое